Фронтовой разведчик Ту-2Р.
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.
Шла воина и армия требовала от ВВС данных воздушной разведки. Специализированных самолетов с достаточно высокими характеристиками и оборудованием не было. Для этой цели приспосабливали устаревшие и не отвечавшие требованиям разведки СБ. Вполне естественно, что с появлением первых серийных Ту-2 встал вопрос о создании его разведывательного варианта.
Весной 1942 года ОКБ впервые приступило к такой разработке, проводившейся в тесном содружестве с ВВС. Перед конструкторами то и дело возникали вопросы, до того времени ими не встречавшиеся. Помимо размещения фотоаппаратуры разрабатывалось новое аэронавигационное оборудование, автоматика для управления различными АФА и многое другое. Тем не менее, к июню был готов макет первого самолета-фоторазведчика. 2 июня макет предъявили на рассмотрение комиссии. В результате появился протокол следующего содержания:
«Протокол рассмотрения макета самолета Ту-2 в варианте разведчика.
1.Предъявленное на макете самолета размещение аэрофотоаппаратов АФА-Зс с фокусным расстоянием 300, 500 и 600 мм с возможностью установки взамен их аэрофотоаппаратов АФА-1 с фокусным расстоянием 300 и 500 мм в плановом положении и под углами 7 и 13 градусов утвердить.
2.Признать самолет Ту-2 в комплексе с предъявленным на макете указанном в п.1 фотооборудованием и добавочным бензобаком, а также предъявленной в чертежах перспективной установкой для АФА-В, удовлетворяющим требованиям, предъявляемым к разведчикам».
Протокол подписали от НИИ ВВС ведущий инженер 3-го отдела инженер-подполковник Мируц и подполковник Житов, от завода № 766 — главный военпред инженер-подполковник Бровко, главный конструктор Туполев, начальник бригады АНО Френкель и начальник бригады общих видов Егер.
После этого ОКБ приступило к переоборудованию одного из серийных Ту-2 в вариант разведчика.
Тем временем в ВВС закончили составление первых ТТТ к такой машине. Их проект прислали для согласования Туполеву. В этих ТТТ предусматривалось, что «разведывательный самолет «Ту-2р» строится на базе серийного двухмоторного фронтового бомбардировщика «Ту-2» с моторами «М-82А«. Машина должна была вести разведку целей на оперативной глубине фронта и стратегическую разведку «в интересах Главного командования». Объектами разведки были: войска «во всех положениях» и их штабы, оборонительные районы и рубежи, оперативно-стратегические резервы, пути подхода и снабжения войск, аэродромы, базы, склады, военно-промышленные центры.
«По своим летно-тактическим данным, вооружению и оборудованию самолет Ту-2р должен соответствовать самолету Ту-2 6-ой серии со следующими изменениями:
1. Дальность при скорости 375-400 км/ч для дневной разведки 2500 км, для ночной разведки — 2000 км.
Примечание: Увеличение дальность полета для дневной разведки должно осуществляться за счет подвески в бомбовом отсеке дополнительного бензобака.
2. На самолете должна быть специальная аэрофотоаппаратура для дневной и ночной разведки.
3. Прицеливание на бомбометании ведется только прицелом ОПБ-1м.
4. Желательно предусмотреть съемную броню для защиты наиболее жизненных агрегатов и коммуникаций, гидросистемы борта задней кабины и фонаря штурмана».
Военные хотели получать разведчик в двух вариантах: под установку в бомбоотсеке двух аппаратов АФА-1 или двух АФА-3с (установки должны быть взаимозаменяемыми) и под установку двух АФА-33. Крепление фотоаппаратов должно было обеспечивать монтаж АФА за 8-10 минут, а демонтаж — за 4-5 минут, изменение угла наклона АФА перед полетом с помощью простейшего инструмента. Фотолюки требовалось закрыть крышками, чтобы на рулежке на объективы АФА не попала грязь, и открывать их только перед взлетом. Съемка должна была производиться с закрытыми бомболюками, а конусы АФА, выступающие за габариты самолета, требовалось «защитить от действия воздушного потока обтекателями». В обоих вариантах вместо фотоаппаратов предусматривалась подвеска 8-9 бомб ФО-ТАБ-35. В этом случае фотоустановки АФА-1, АФА-3с и АФА-33 снимались.
Аэрофотоаппараты АФА-1 (с объективами 300 и 500 мм) должны были устанавливаться в сдвоенной установке, которая позволяла бы применять каждую камеру для плановой съемки и для перспективной съемки одной камерой влево, другой вправо от направления полета. Углы наклона относительно плоскости симметрии должны были составлять 13° для фокусного расстояния 300 мм и 7° — для 500 мм. АФА-3с с объективами 300, 500 или 600 мм должны были размещаться на той же установке вместо АФА-1. АФА-33 (одна с объективом 300 мм, а другая с объективом 500 или 750 мм) предполагалось расположить в плановой установке.
Кроме всего этого, «в дополнение к имеющимся на самолете фотоустановкам для АФА-Б и НАФА-19», планировалось сделать «фотоустановку и фотолюки для перспективной съемки влево от направления полета фотоаппаратом АФА-Б» под углами 45° и 60° от вертикали. Фотоустановка для перспективной аэросъемки фотоаппаратом АФА-Б должна была «вставать на место, имеющееся для АФА-Б в кабине стрелка-радиста». Открывал фотолюки в полете и управлял наклоном камеры также стрелок-радист. Установка НАФА-19 оставалась точно такой же, как и на серийном бомбардировщике Ту-2. Документ подписал начальник НИИ ВВС КА.
Разведчики, судя по всему, действительно были крайне необходимы, поскольку всего через три дня после ТТТ — 5 июня 1942 года командование ВВС через своего представителя на заводе № 166 обратилось к Туполеву:
«Командование ВВС просит Вас срочно проработать вопрос о подготовке 4 очередных машин Ту-2 для использования их в качестве дальних разведчиков с установкой на них 2 фотоаппаратов АФА-З-С, подвесного бензобака и Березинского пулемета для защиты верхней полусферы.
Прошу Вашего распоряжения о проработке этого вопроса в 2-х вариантах — в первую очередь использования уже построенных самолетов и во вторую очередь на последующих серийных самолетах с уже принятой Березинской установкой.
Для ускорения разрешения вопроса считаю целесообразным провести испытание подвесного бензобака на «103В» с целью разрешения вопроса с системой бензопитания из подвесного бака.» 12 июня 1942 г. Туполев поставил на ТТТ резолюцию: «Согласовано» и направил начальнику НИИ ВВС КА П.А.Лосюкову для утверждения «протокол рассмотрения макета самолета Ту-2 в варианте разведчика», согласованные ТТТ и четыре альбома с «краткими данными самолета Ту-2».
Еще через шесть дней, 18 июня, у директора завода № 166 состоялось совещание с участием Туполева, заместителя главного инженера завода Полонского, военпреда Бровко и командира 2 ДРАП главного командования Тюрина. В итоге был принят «Протокол об оборудовании 5 машин Ту-2 в варианте «фоторазведчик»:
«1.Все пять машин заводом сдаются военпреду в варианте бомбардировщика, и завод после сдачи их заказчику по дополнительному соглашению устанавливает на них по 2 фотоаппарата АФА-3С. Фотоаппараты в полной комплектации поставляются заказчиком.
2.Принять к сведению заявление Главного конструктора, что чертежи на фотоустановки будут закончены к 23.06.1942 г.
3.Завод изготавливает опытную установку крупнокалиберного пулемета Березина на блистер и проводит испытание ее к 15.07.1942 г. После испытаний завод изготовит их на все пять машин в срок по дополнительному соглашению, при условии поставки заводу № 166 пяти комплектов установки Березина с пулеметом в комплектации, указанной ОКБ завода № 166.
4.По установке подвесного бензобака ОКБ завода изготавливает форсированными темпами чертежи на бак, и завод проводит испытания имеющегося подвесного бака на одной из серийных машин.
В случае удовлетворительных результатов испытаний подвесные баки ставятся на все 5 машин по дополнительному соглашению.»
Имея строгие инструкции командования о скорейшем выпуске Ту-2Р, военные не могли не написать своего «особого мнения»: «Полное оборудование 5 машин в варианте фоторазведчика с постановкой 2 АФА-ЗС, крупнокалиберного пулемета Березина и подвесного бензобака необходимо закончить в срок не позднее 15.07.42 г.»
Всего за месяц! Надо полагать, что они при этом понимали, что указанный ими срок явно нереален.
В октябре 1942 года в ОКБ поступили «Изменения к ТТТ на самолет Ту-2 в варианте разведчика (Ту-2Р)», утвержденные начальником НИИ ВВС К А Лосюковым:
«В соответствии с протоколом совещания по унификации системы фотовооружения внести следующие изменения в тактико-технические требования на фотооборудование самолета Ту-2 в варианте разведчика:
1.На самолете Tу-2P устанавливаются аэрофотоаппараты АФА-3С, АФА-3.3 и НАФА-19 в следующих вариантах: а) первый вариант -дневной фоторазведчик. Два АФА-3с с фокусным расстоянием 500 мм устанавливаются в сдвоенной планово-перспективной фотоустановке, которая позволяла бы применить каждую камеру для плановой съемки и для перспективной съемки одной фотокамерой вправо, другой влево от направления полета; углы наклона камер должны обеспечивать перекрытие между маршрутами, фотографируемыми этими камерами в 30%. б) второй вариант — дневной фоторазведчик. Два АФА-33 устанавливаются в плановой фотоустановке. Одно место в установке приспособить для камеры с фокусным расстоянием 200 мм, а другое — для камеры с фокусным расстоянием 500 мм или 750 мм (в порядке замены)… в) третий вариант — ночной фоторазведчик. Устанавливаются один НАФА-19 в плановой фотоустановке и 9 фотобомб ФОТАБ-35. В этом случае дополнительный бензобак и АФА для дневного фотографирования снимаются.
2.Общие требования к фотооборудованию самолета оставались прежними».
Поскольку в первую очередь фронту требовались все-таки бомбардировщики, работы по разведчику продвигались медленно. Только в декабре 1942 года завод передал во 2-й ДРАП три самолета (№№ 508, 601 и 603) из пяти намеченных.
При этом на машинах № 508 и № 601 установили по одному неподвижному фотоаппарату, а № 603 оснастили двумя спаренными фотоаппаратами АФА-3с/50 на подвижной установке с односторонним качанием. Один из аппаратов наклонялся влево, другой вправо на углы от 0 до 7 градусов. В результате можно было осуществлять перспективную двухмаршрутную съемку местности.
Все три самолета с 30 декабря 1942 года до 21 января 1943 года успешно прошли войсковые испытания во 2-м ДРАП на Калининском фронте. В отчете по результатам испытаний отмечалось: «…Размеры бомбоотсеков позволяют устанавливать фотоаппараты больших размеров типа АФА-33… Качающаяся спаренная установка позволяет фотографировать площадь, равную площади, сфотографированной при одинаковых исходных данных четырьмя самолетами…»
Результаты этих испытаний позволили ОКБ уточнить план дальнейших работ над разведчиком.
Испытание бензосистемы с дополнительным подвесным баком удалось закончить только в июле 1943 года. Доводочные работы проводились на самолете Ту-2 № 406. Кроме подвесного бака, установленного в передней части бомбоотсека, на машине смонтировали два спаренных АФА-Зс/50 на качающейся установке. Один аппарат мог отклоняться влево, другой вправо на углы от 0° до 9,5°.
Государственные испытания проходили в НИИ Спецслужб с 18 декабря 1943 года по 20 марта 1944 года.
В 1944 году завод № 23 доработал серийный самолет Ту-2 № 304 выпуска завода № 166 в вариант разведчика. На нем установили подвесной бак и фотоаппарат АФА-33/50 на качающейся установке для двухмаршрутной съемки. После модернизации и заводских испытаний машину в мае 1944 года передали в 47-ой Гв.ДРАП на войсковые испытания.
На их основании сделали следующее заключение: «…- самолет Ту-2 в варианте разведчика войсковые испытания выдержал, — установка подвесного бензобака обеспечивает практическую дальность в 2130 км, — считать необходимым поставить вопрос о серийной постройке Ту-2 в варианте разведчика, — рекомендовать применение на самолете Ту-2 в варианте разведчика качающейся фотоустановки под АФА-33/50 или АФА-33/75 и дополнительно к ней АФА-33/20, — просить НКАП дать задание ОКБ завода № 156 разработать и предъявить на испытания упрощенную конструкцию качающейся аэрофотоустановки под АФА-33/50 и АФА-33/75 и аэрофотоустановку под АФА-33/20, — дополнительное остекление передней кабины между 4 и 6 шпангоутами считать целесообразными для самолета в варианте бомбардировщика.»
Войсковые испытания Ту-2Р № 304 позволили определить характеристики фотооборудования, и на основании этого УВВС выпустило новые ТТТ к самолету Ту-2Р как эталону для серии на 1945 году. В основном они сводились к следующему:
«…1.В бомбовом отсеке должен быть поставлен дополнительный бензобак с сигнализациями полного заполнения и остатка горючего.
2.На самолете должны быть установлены восемь кислородных баллонов емкостью по четыре литра, что обеспечивало бы полет продолжительностью 5 ч. на высоте 7000 м.
3.В бомбовом отсеке должны быть установлены: а) качающаяся аэрофотоустановка для АФА-33/50 и АФА-33/75 в порядке взаимозаменяемости, б) неподвижная аэрофотоустановка для АФА-33/20.
4.Фотолюки должны иметь открывающиеся и закрывающиеся в полете створки, управление которыми должно находиться у штурмана.
5.Самолет должен иметь соответствующее бытовое оборудование…»
Описание конструкции.
Самолет выполнен по схеме среднеплана, считавшейся наиболее подходящей для скоростного бомбардировщика, поскольку такое расположение крыла обеспечивало минимальное аэродинамическое сопротивление, а центроплан, «протыкавший» фюзеляж насквозь, не мешал размещению большого бомбоотсека.
Кессонное крыло состояло из центроплана, выполненного зацело с фюзеляжем, и двух отъемных консолей. На центроплане располагались мотогондолы и главные стойки шасси. Кессон образован передней стенкой, главным лонжероном и толстой обшивкой, подкрепленной изнутри листами с продольным гофром. Стык консолей с центропланом — фланцевый. Крыло снабжалось посадочными щитками Шренка, отклонявшимися на 15° на взлете и на 55° при посадке.
Фюзеляж — полумонокок состоял из трех частей: носовой, средней и хвостовой. В его силовую схему входили четыре лонжерона, шпангоуты и толстая дюралюминиевая обшивка.
Шасси самолета — трехстоечное, с хвостовым колесом, убирающееся. Управление жесткое, вся проводка упразднил состояла из трубчатых тяг и качалок.
Силовая установка — два звездообразных четырнадцатицилиндровых двухрядных двигателя воздушного охлаждения АШ-82ФН.
В экипаж самолета входили: пилот, штурман, сидевший сзади и чуть справа от пилота для лучшего обзора, стрелок-радист (его кабина располагалась непосредственно за крылом) и стрелок, защищавший заднюю нижнюю полусферу. В распоряжении стрелков и штурмана были три пулемета УБТ калибра 12,7 мм. Кроме того, в центроплане у бортов фюзеляжа размещались две пушки ШВАК калибра 20 мм. В варианте бомбардировщика Ту-2 брал на борт от 1 до 3 т бомб.
ЛТХ:
Модификация: Ту-2Р
Размах крыла, м: 22,06
Длина, м: 13,80
Высота, м: 4,55
Площадь крыла, м2: 48,80
Масса, кг
-пустого самолета: 7546
-нормальная взлетная: 10320
-максимальная взлетная: 11420
Тип двигателя: 1 х ПД АШ-82ФН
-мощность, л.с.: 1 х 1850
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 492
-на высоте: 548
Практическая дальность, км: 2280
Практический потолок, м: 9050
Экипаж: 4
Вооружение: один 12,7-мм пулемет УБТ.
Войсковые испытания разведчика Ту-2Р, 1943 год.
Самолет-разведчик Ту-2Р.
Обтекатель фотоаппрата АФА-33-100 под фюзеляжем Ту-2Р.
Ту-2Р. Рисунок.
Компоновка Ту-2Р (Ту-6).
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Максимилиан Саукке. Ту-2.
Моделист-Конструктор. Вячеслав Кондратьев. Двухмоторный бомбардировщик-разведчик Ту-2Р.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-2 и его модификации.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Одиссея модернизаций Ту-2.