Фронтовой самолет-разведчик Ту-6.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1946 г.tu-6

Все требования военных к фронтовому самолету-разведчику, предъявленные в декабре 1944 года, были учтены. ОКБ Туполева разработало необходимые чертежи и по ним к концу 1945 года завод № 23 переоборудовал серийный самолет Ту-2 № 1/36 в вариант разведчика. На нем в бомбоотсеке, между шпангоутами №№ 17; 19, на серийной неподвижной раме установили фотоаппарат АФА-33с/20, а между шпангоутами №№ 20; 22 на опытной качающейся установке разместили аппарат АФА-33с/100. Качающаяся универсальная установка АКА-ФАУ-156, разработанная в ОКБ-156, позволяла в зависимости от задания устанавливать один из фотоаппаратов на двух или трехмаршрутное фотографирование. Для обеспечения эксплуатации фотоаппарата АФА-33с/100, конус объектива которого выходил за обводы бомбоотсека, поставили легкосъемный обтекатель. В кабине радиста, между шпангоутами №№ 23; 25 на опытной неподвижной установке находился ночной фотоаппарат НАФА-3с. Эту установку тоже спроектировали в ОКБ-156. Он позволяла вести съемку под углами 0°, 5°, 10°, 15°, 20° и 25° непосредственно из кабины радиста. Для ночного фотографирования вместо дополнительного бензобака в бомбоотсеке устанавливалась кассета ПКД-2 для девяти осветительных бомб ФОТАБ-35 или ФОТАБ-50. Вместо НАФА-3с можно было устанавливать АФА-ИМ или НАФА-19.

Фотографирование и управление створками фотолюка (с помощью электромеханизма УР-2) производил штурман. Командные приборы поместили на экране бронеспинки сиденья летчика. Между шпангоутами №№ 10; 17 установили дополнительный бензобак емкостью 650 л. Количество горючего в нем контролировалось с помощью электродистанционных сигнализаторов уровня СУЭ-140. В первой кабине поставили радиокомпас СЦР-289Ж, ночное оборудование. Для всех членов экипажа предусмотрели бытовое оборудование с обеспечением удобства пользования. В хвостовой части фюзеляжа смонтировали еще 4 кислородных баллона по 4 л каждый.

В январе-феврале 1946 года на заводе № 23 провели наземные и летные испытания машины. После необходимых доработок, проходивших с марта по декабрь 1946 года, ее передали на государственные испытания. Они проходили с 26 декабря 1946 года по 9 апреля 1947 года и успешно закончились констатацией факта: самолет испытания выдержал. 22 августа 1947 года постановлением Совета Министров СССР за № 2941-957 самолет Ту-2 в варианте разведчика, по образцу машины № 1/36, был принят на вооружение. Ему присвоили обозначение Ту-6. Он стал первым в СССР фоторазведчиком, строившимся серийно на заводах № 23 и № 39.

Головной серийный самолет Ту-2Р (Ту-6) № 14/58 2АШ-82ФН с винтами АВ-5В-167А был построен заводом № 23 в конце 1947 года. Со 2 марта по 13 апреля 1948 года он проходил контрольные испытания. В акте НИИ № 83 за 1948 год по результатам испытаний было сказано, что головной Ту-6 № 14/58 государственные испытания выдержал.

Велись так же работы по установки на Ту-2Р дополнительных установок. Одной из таких стала установка «Явор-2». Установка «Явор-2» представляла собой импульсную осветительную электроустановку высокого напряжения для ночной фотосъемки. «Явор-2» устанавливалась между 13-м и 17-м шпангоутами в бомбоотсеке. Пульт управления «Явор-2» и командный прибор НАФА-3с монтировались в кабине штурмана. Сам фотоаппарат НАФА-3с располагался над фотолюками в кабине стрелка.

Впервые установку «Явор-2» смонтировали на серийном Ту-2 № 33/54 силами ГК НИИ ВВС. На этой машине установка «Явор-2» прошла государственные испытания. Затем в НИИ ВВС таким же образом модифицировали и самолет Ту-2 № 1/51 с переоборудованием его для выполнения ночных полетов. Испытания дали положительные результаты. Основываясь на этих работах, в ОКБ разработали чертежи монтажа «Явор-2», светотехнического оборудования, а также оборудования, связанного с заменой генератора ГСК-1500 на более мощный ГСН-3000.

В 1948 году завод № 23 выпустил серию из пяти разведчиков с установкой «Явор-2». Один из них — Ту-2 № 29/62 — с 16 ноября 1948 года по 8 января 1949 года успешно прошел государственные испытания.

Однако вскоре Заказчик пришел к выводу, что в боевых условиях из-за мощного снопа света при фотосъемке, подобный самолет становится легкой добычей зенитной артиллерии. В результате установка «Явор-2» сняли со снабжения.

В 1947 году ОКБ проводило предварительную проработку переоборудования дальнего бомбардировщика «69» (Ту-8) в вариант фоторазведчика. Этот вариант получил обозначение Ту-28. При этом конструкция пятиместного самолета не менялась. Предусматривалась замена вооружения, установка фотооборудования последних моделей и дополнительного бензобака в бомбоотсеке.

Наступательное вооружение включало в себя одну неподвижную пушку НС-23, оборонительное — 2 пушки Б-20Э на верхней механизированной установке и одну такую же пушку на нижней механизированной установке с круговым обстрелом. Фотооборудование состояло из фотоаппарата АФА-30/200 для плановой съемки, АФА-33/75-50 для планово-перспективной съемки и аппарата АФА-ИМ. Проект реализован не был.

ЛТХ:

Модификация: Ту-6
Размах крыла, м: 22,06
Длина, м: 13,80
Высота, м: 4,55
Площадь крыла, м2: 48,80
Масса, кг
-пустого самолета: 8205
-нормальная взлетная: 10540
-максимальная взлетная: 12755
Тип двигателя: 1 х ПД АШ-82ФН
-мощность, л.с.: 1 х 1850
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 509
-на высоте: 545
Практическая дальность, км: 2780
Практический потолок, м: 9050
Экипаж 4
Вооружение: 1 х 12,7-мм пулемет УБТ.

samolet-razvedchik-tu-6

Самолет-разведчик Ту-6.

tu-6-risunok

Ту-6. Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-2 и его модификации.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Одиссея модернизаций Ту-2.
Крылья Родины. Николай Якубович. В воздухе и на земле.