Многоцелевой самолёт-метеолаборатория Як-40 «Шторм».

Разработчик: КБ АРЗ № 407 ГА и Высокогорный геофизический институт
Страна: СССР
Первый полет:

Совместными разработчиками многоцелевого самолёта-метеолаборатории Як-40 «Шторм» (зав. № 9541644, СССР-87992) являются Высокогорный геофизический институт и Минский авиаремонтный завод № 407 ГА.

Самолёт создан для исследования различных атмосферных явлений и активного воздействия на них. Он оснащён разнообразными системами контрольно-записывающей аппаратуры, а для воздействия на облака с целью вызывания осадков на нём установлены автоматы сбрасывания противорадиолокационных отражателей АСО-2И, в которых используются патроны со специальным зарядом, содержащим йодистое серебро. На борту установлено четыре автомата с 256 патронами. Пульт управления установлен в салоне самолёта-лаборатории. Отстрел патронов может производиться как одиночно, так и сериями по 4 или 16 шт. с интервалом 0,3 или 1 секунд между выстрелами. Перезарядка производится на земле в течение 30-40 мин.

Датчики измерительной и регистрирующей аппаратуры размещены в зоне невозмущённого потока на крыле. Установленная на борту аппаратура и приборы позволяют определять фазовое состояние, размеры и концентрацию гидрометеоров. Рабочее место бортаэролога оборудовано приборами для измерения влажности, водности и температуры воздушной среды.

Самолёты-лаборатории Як-40, кроме проведения научных исследований, находят практическое применение в работах по решению проблемы оз. Севан. В частности, использование установленных на самолётах средств активного воздействия на атмосферу позволяет увеличить количество годовых осадков в районе озера. Кроме того, летающие лаборатории широко использовались в Украинском НИИ Госкомгидромета. В результате многолетних исследований разработана оперативная методика рассеивания облаков и туманов. Наряду с проводимыми исследованиями атмосферы и облаков на этих самолётах также выполняются полёты по определению состояния посевов с помощью спектрофотометров, а на основании этого осуществляется прогнозирование урожая.

В начале 1990-х годов самолет был возвращен к пассажирскому стандарту и передан в авиакомпанию «Ставрополь Авиа».

Самолёт Як-40 «Шторм».

Автоматы сбрасывания противорадиолокационных отражателей АСО-2И, установленные на борту самолёта Як-40 «Шторм».

Як-40 «Шторм». Схема.

.

.

Список источников:
К.Г.Удалов, О.В.Шам. Самолеты Аэрофлота. Самолет Як-40.
Журнал «Авиация и Время» 2013-04. Сергей Комиссаров. Як-40 — реактивный первенец местных авиалиний.