Самолёт-метеолаборатория Як-40 «Аква».

Разработчик: КБ АРЗ № 407 ГА
Страна: СССР
Первый полет: 1986 г.

На основании рационализаторского предложения № 1/520 от 6 марта 1986 года Украинского НИИ Госкомгидромета конструкторы Минского авиаремонтного завода № 407 ГА создали специализированный самолёт-метеолабораторию Як-40 «Аква» (зав. № 9740856, СССР-87937). Самолёт предназначен для исследования атмосферы и облаков с использованием контактных и дистанционных методов измерений исследуемых параметров, активного воздействия на облака с целью образования искусственно стимулируемых осадков, осуществления контроля загрязнения воздушной среды.

В отличие от других самолётов-метеолабораторий Як-40 «Аква» оснащён подкрыльевыми контейнерами системы пиротехнических генераторов воздействия СПВГ-40, в которых применяются пиротехнические патроны ПВ-26, прошедшие совместные испытания в Министерстве авиационной промышленности и в Министерстве машиностроения. На самолёте установлен пульт оператора, блок вспомогательных агрегатов, реле времени РВ-ЕТР, щиток питания и коробки управления КУ-ЕТР.

После нескольких лет службы этот самолет переделали в пассажирский. В 1990-х годах он (борт ЕК-87937) служил в авиакомпании Armenian Airlines и время от времени сдавался в аренду иранским перевозчикам. 17 мая 2001 года этот самолет (уже борт EP-TQP) потерпел катастрофу в Иране, будучи в то время в парке авиакомпании Qeshm Air.

Пульт оператора-метеоролога на самолёте Як-40 «Аква».

Як-40 «Аква». Схема.

.

.

Список источников:
К.Г.Удалов, О.В.Шам. Самолеты Аэрофлота. Самолет Як-40.
Журнал «Авиация и Время» 2013-04. Сергей Комиссаров. Як-40 — реактивный первенец местных авиалиний.