Самолёт-метеолаборатория Як-40 «Лирос».

Наличие на борту современного авиационного и радиоэлектронного оборудования позволили при минимальной его перекомпоновке и за счёт насыщения самолёта дополнительным специальным оборудованием и наружными системами контрольно-измерительной аппаратуры расширить сферу применения Як-40, создав на его базе самолёт-метеолабораторию Як-40 «Лирос». Он предназначен для исследования атмосферы и облаков в широком диапазоне высот для проведения активного воздействия на облака с целью изучения механизма образования искусственно стимулируемых осадков и отработки методики ввода реагента, а также для осуществления контроля за загрязнением воздушной среды.

На Як-40 «Лирос» установлено дополнительное радионавигационное оборудование (радиовысотомер больших высот РВ-18Ж, связная радиостанция «Ландыш-5», второй индикатор ГР-4 радиолокатора «Гроза-40»), и модифицировано под требования летающей лаборатории самолётное переговорное устройство. В специальном контейнере смонтированы устройства воздействия на облака, они же располагаются на входном трапе. Кроме того, на борту имеется самолётный аэрозольный генератор САГ-1. В кабине пилотов на штатном месте бортмеханика оборудовано место научного руководителя полётов.

Як-40 «Лирос» (заводской № 9522041, СССР-87536) создан на базе 32-местного самолёта путём переоборудования пассажирской кабины, которая была разделена на два отсека для бортовых аэрологов и вычислительной техники. Багажник самолёта приспособлен под установку спецоборудования и размещения ЗИПов к научно-исследовательским приборам. Во входном трапе вмонтированы аэрозольный генератор САГ-1 и комплект устройства воздействия на облака. В отсеке для аэрологов установлены четыре стола с рабочими креслами и две аппаратурные стойки с научно-исследовательским оборудованием.

Самолет эксплуатировался в ГосНИИ ГА и базировался в аэропорту Шереметьево-1. Позже он был возвращен к пассажирской конфигурации, использовался в Arnnenian Airlines с регистрацией ЕК-87536 и сдавался в аренду иранским авиакомпаниям.

Самолет Як-40 «Лирос».

Входной трап Як-40 «Лирос», на котором смонтированы устройства воздействия на облака.

Як-40 «Лирос». Схема.

.

.

Список источников:
К.Г.Удалов, О.В.Шам. Самолеты Аэрофлота. Самолет Як-40.
Журнал «Авиация и Время» 2013-04. Сергей Комиссаров. Як-40 — реактивный первенец местных авиалиний.