Самолеты для дальних перелетов АНТ-3 «Пролетарий» и «Наш ответ».
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1925 г.
АНТ-3 «Пролетарий» — двухместный одностоечный полутораплан обычной схемы, но с некоторыми отличиями от серийного самолета-разведчика Р-3. В нем был использован тип фюзеляжа самолета АНТ-2 — высокий, трехгранного поперечного сечения, в котором наблюдатель-стрелок мог работать стоя. Верхнее крыло почти лежало на фюзеляже. Задание на проектирование и постройку этого самолета было выдано в начале 1924 года и в апреле был уже готов его проект под двигатель «Либерти» в 400 л.с. Опытный образец был выпущен в июле 1925 года.
Тем не менее уже с декабря 1925 года шла постройка головного экземпляра для серии ГАЗ № 5 и нескольких экземпляров для предполагавшихся в 1926 году перелетов в Европу. М.М.Громов рекомендовал установить на эти самолеты двигатель «Napier Lion» в 450 л.с., что и было утверждено комиссией по дальним перелетам. В головной самолет были внесены некоторые изменения, в частности N-образные стойки коробки крыльев были заменены К-образными. Самолет показал значительно лучшие данные.
На таком самолете под названием АНТ-3 «Пролетарий» М.М.Громов с бортмехаником Е.В.Радзевичем выполнил в период с 30 августа по 2 сентября 1926 года круговой перелет по маршруту: Москва — Берлин — Париж — Рим — Вена — Прага — Варшава — Москва протяженностью 7150 км за 34 ч. 15 мин. летного времени.
Через год пилот С.А.Шестаков с бортмехаником Д.В.Фуфаевым на AHT-3 «Наш ответ» совершили дальний «восточный» перелет по маршруту: Москва — Сарапул — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Чита — Благовещенск — Спасск — Наньян (Корея) — Окаяма — Токио и обратно. В экстремальных условиях сверхдальнего перелета были подтверждены высокие эксплуатационные качества машины. За 153 часа АНТ-3 пролетел более 20 тыс. км.
Эти перелеты продемонстрировали перед всем миром успехи советского самолетостроения и высокое мастерство наших летчиков.
В августе 1927 года экипаж в составе пилота Востницкого и механика Спирина, на самолете АНТ-3 «Пролетарий», совершил 2 неудачные попытки для побития рекорда французских летчиков Пельте и Дуази.
Первая попытка: 13 августа 1927 года долетел до Ленинграда и попал в туман, совершил вынужденную посадку в болото, после чего самолет был доставлен в Москву.
Вторая попытка: 21 августа 1927 при перелете через Ржев, в 400 км от Москвы, около станции Жижицы попал в сильный дождь и при развороте сорвался в штопор. Из него удалось выйти у самой земли, самолет зацепился за верхушки деревьев и рухнул на землю. Самолет был полностью разбит и списан.
ЛТХ:
Модификация: АНТ-3
Размах крыла, м: 13,00
Длина самолета,м: 9,40
Высота самолета,м: 2,95
Площадь крыла,м2: 37,00
Масса, кг
-пустого самолета: 1412
-максимальная взлетная: 2400
Тип двигателя: 1 х ПД «Niper-Lion»
-мощность, л.с.: 1 х 450
Максимальная скорость, км/ч: 226
Крейсерская скорость, км/ч: 195
Практическая дальность, км: 560
Скороподъемность, м/мин: 294
Практический потолок, м: 5100
Экипаж, чел: 1.
Самолет АНТ-3 «Пролетарий».
АНТ-3 «Пролетарий» на старте.
АНТ-3 «Пролетарий» в Берлине. 1926 г.
АНТ-3 «Пролетарий» в Париже. 1926 г.
АНТ-3 «Пролетарий» в Париже. 1926 г.
АНТ-3 «Пролетарий» в Риме. 1926 г.
Летчик М.М.Громов (слева) с бортмехаником Е.В.Радзевичем у АНТ-3 «Пролетарий».
АНТ-3 «Пролетарий» после аварии 13 августа 1927 г.
Самолет АНТ-3 «Наш ответ».
Самолет АНТ-3 «Наш ответ».
С.А.Шестаков и Д.В.Фуфаев у самолета АНТ-3 «Наш ответ». Фото из архива семьи Д.Фуфаева.
АНТ-3 «Наш ответ» в полете.
Встреча самолета АНТ-3 «Наш ответ» на площадке в окрестностях Токио. Фото из архива семьи Д.Фуфаева.
АНТ-3 «Пролетарий». Рисунок.
Маршрут перелета АНТ-3 «Пролетарий».
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Туполев АНТ-3 Пролетарий».
Сайт авиационной истории (aviahistory.ucoz.ru).
Сайт «Полярная Почта». Персоналии. Фуфаев Дмитрий Виссарионович (1902-1947).
Фотоархив Петра Заики.