Самолет РЭБ Ту-16Е «Ёлка».

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1957 г.

В ОКБ-156 разрабатывался постановщик пассивных помех, получивший обозначение Ту-16 «Ёлка». Во всю длину его грузоотсека располагались 7 автоматов сброса пассивных помех АСО-16. В створках отсека имелись вырезы (на левой — три, на правой — четыре) для выводных горловин автоматов. В незанятом объеме отсека можно было подвешивать бомбовое вооружение. Кроме того, на Ту-16 «Ёлка» устанавливалась помеховая станция СПС-4 «Модуляция», ее обтекатель каплевидной формы крепился перед грузоотсеком. При снятии АСО-16 самолет превращался в полноценный бомбардировщик. В 60-е годы на машины этой модификации в дополнение к семи АСО-16 стали устанавливать два автомата АПП-22. В этом случае места для размещения бомб уже не оставалось.

В 1957 году завод № 1 выпустил 42 серийных Ту-16 «Ёлка» с системой дозаправки топливом в полете, еще 10 машин в том же году сдал ВВС завод № 64 Кроме того, 19 бомбардировщиков завода № 22 были переоборудованы в этот вариант (все они имели систему дозаправки). Таким образом, в общей сложности ВВС получили 71 постановщик помех этой модификации. В дальнейшем самолеты Ту-16 «Ёлка» неоднократно модернизировались и дорабатывались, постепенно приближаясь по характеристикам к Ту-16П, становясь комбинированными постановщиками активных и пассивных помех.

Еще один вариант постановщика пассивных помех, получивший обозначение Ту-16Е или изделие «НЕ» (в частях эту модификацию также часто называли «Ёлка»), по составу помехового оборудования был близок к Ту-16Р. Так же, как и на разведчике, на нем в задней части грузоотсека устанавливалась кабина спецоператора и одна из станций СПС-1, СПС-2 или СПС-2К «Пион». Там же устанавливались два блока AGO-16. В передней части отсека сохранялись бомбодержатели, но со временем место бомб заняли дополнительные АСО-16, ставились также два автомата АПП-22. С 1957 года в течение трех лет на заводе № 1 был выпущен 51 Ту-16Е. Еще 38 машин в 1958 году выпустил завод № 22, все с системой дозаправки топливом в воздухе. Внешне Ту-16Е отличались от Ту-16 «Ёлка» вырезами в створках грузоотсека под входной люк кабины оператора.

В грузоотсеках некоторых Ту-16 «Ёлка» и Ту-16Е установили станции СПС-61, СПС-62 , СПС-63, СПС-64, СПС-65 или СПС-66, которые объединялись общим названием «Азалия». В экипаж самолета, получившего обозначение Ту-16Е «Азалия», спецоператор не входил. На машинах с СПС-61, СПС-62 и СПС-63 устанавливались также станции СПС-6 «Лось», а на самолетах с СПС-64, СПС-65 и СПС-66 — станции СПС-5 «Фасоль». В незанятой части грузоотсека подвешивались бомбы или автоматы АСО-16 и АПП-22. На Ту-16 «Ёлка» антенна «Азалии» располагалась в передней части грузоотсека, а на Ту-16Е — на месте входного люка демонтированной подвесной гермокабины. На большинстве самолетов Ту-16Е «Азалия» вместо ДК-7 устанавливался хвостовой обтекатель.

В некоторых Ту-16 «Ёлка» и Ту-16Е «Азалия» устанавливались также станции постановки активных помех СПС-1ООА и СПС-100М, на части машин устанавливалась система оповещения об облучении СПО-15 «Береза». В конце 1970-х годов на этих постановщиках помех начали размещать станции СПС-151, СПС-152 или . СПС-153 из комплекта «Сирень». В эксплуатации машины постоянно дорабатывались как по составу оборудования, так и по самолетным системам. Несколько Ту-16Е было переоборудовано в вариант Ту-16EР на котором вместо станции СПС-2 установили станции радиотехнической разведки СРС-1.

ЛТХ:

Модификация: Ту-16Е «Ёлка»
Размах крыльев, м: 33,00
Длина, м: 35,20
Высота, м: 10,40
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
-пустого самолета: 37200
-нормальная взлетная: 72000
-максимальная взлетная: 79000
Топливо, кг: 36000
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч: 1050
Крейсерская скорость, км/ч: 780
Перегоночная дальность, км: 7200
Боевой радиус действия, км: 3100
Практический потолок, м: 12200
Экипаж, чел: 9.

1.Ту-16Е Елка из 226-го полка РЭБ.

Ту-16Е «Ёлка» из 226-го авиаполка РЭБ.

1а.Ту-16Е на стоянке.

Ту-16Е «Ёлка» на стоянке.

2.Ту-16Е со станцией СПС-100.

Ту-16Е со станцией СПС-100.

3.Хвостовой контейнер-обтекатель станции Сирень.

Хвостовой контейнер-обтекатель станции «Сирень».

4.Отличительным признаком Ту-16Е Елка стали горловины для сброса дипольных отражателей.

Отличительным признаком Ту-16Е «Ёлка» стали горловины для сброса дипольных отражателей.

.

.

Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: Туполев Ту-16Е «Ёлка».