Самолет РЭБ Ту-22П (ПД).

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1961 г.

В 1961 году в соответствии с тактико-техническими требованиями ВВС разработали самолет — постановщик помех Ту-22П. Машина предназначалась для подавления наземных и корабельных РЛС дальнего обнаружения, целеуказания управляемым реактивным снарядам и наведения истребителей с целью защиты боевых порядков самолетов-разведчиков и ракетоносцев, преодолевавших ПВО противника в сложных метеоусловиях. Самолет мог создавать активные и пассивные помехи РЛС, работавшим в различных диапазонах волн.

В опытный образец Ту-22П в августе 1962 года переделали пятую машину 3-й серии Ту-22 (№ 1032054), оснастив ее вторым вариантом комплекса «Сибирь-2». Последний включал в себя станции заградительных помех и два комплекта устройств создания пассивных помех АПП-22. Аппаратуру для создания помех разместили в негерметичном контейнере П-2. Последний оборудовался воздушно-жидкостной и воздушной системами охлаждения и электропитанием. Контейнер располагался в грузовом отсеке самолета.

Воздушно-жидкостная система, состоявшая из четырехсекционного воздушно-масляного радиатора, четырех масляных баков с помпами и трубопроводов, охлаждала наиболее теплонапряженные блоки. Воздушная система включала заборник наружного воздуха, трубопроводы, выходные насадки и обеспечивала общую вентиляцию контейнера П-2 и наружное охлаждение блоков станций.

Постановку пассивных помех осуществляли с помощью размещенных в грузовом отсеке между 56-м и 60-м шпангоутами устройств АПП-22, сбрасывавших коробки с отражателями поодиночке или залпом.

Ту-22П комплектовались РЛС «Рубин-1А», предназначавшейся не только для бомбометания, но и позволявшей наблюдать за земными ориентирами и самолетами, находившимися на удалении, равном высоте полета постановщика помех, а при полете над водной поверхностью и малоориентирной местностью до 17-20 км. В распоряжении экипажа имелся и звездно-солнечный ориентатор БЦ-63.

Постановщик помех внешне отличался от бомбардировщиков и разведчиков обилием антенн на фюзеляже и крыле.

В июне 1963 года завершился этап заводских испытаний и машину предъявили на государственные испытания, проходившие с 16 августа 1963 года по 30 марта 1964 года. Ведущими по машине были инженер А.И.Заленевский, летчик С.М.Тимонин, штурман В.И.Царегородцев и радист-оператор Э.А.Коваленко. Возглавлял государственную комиссию генерал-полковник Туркель. Столь длительный срок испытаний (хотя было выполнено всего 17 полетов) объяснялся различными доработками и ликвидацией последствий поломок, избежать которых не удалось. В частности, в августе 1963 года разрушился генератор СГС-30-8, вслед за чем отказал механизм управления разворотом передней ноги шасси. Вес пустого самолета, по сравнению с Ту-22Р, возрос до 49000 кг. Это отрицательно повлияло на его летные характеристики. В частности, в заключении «Акта по результатам государственных испытаний» отмечалось, что дальность уменьшилась на 180 — 200 км.

По итогам испытаний рекомендовалось принять Ту-22П на вооружение ВВС «в качестве составной части общего наряда сил, необходимых для подавления всей радиолокационной системы ПВО противника и для дальнейшего повышения эффективности боевого применения». В дальнейшем Ту-22П предлагалось оснастить противорадиолокационными ракетами и более совершенными станциями активных помех, в частности, типа «Фасоль». Отмечались как недостатки трудоемкость ручной загрузки автоматов АПП-22, для чего требовалось около семи часов работы трех подготовленных специалистов, а также вредное влияние источников помех на экипаж и силовую установку.

В ходе испытаний Ту-22П специально исследовалась совместимость мощных электромагнитных генераторов с другой аппаратурой самолета. В целом замечаний не было, если не считать небольшое влияние аппаратуры постановки помех на работу приемника командной радиостанции РСИУ-5В.

Уже в процессе эксплуатации серийных машин их оборудование постоянно совершенствовалось, что приводило к появлению новых вариантов. Например, Ту-22П-1 комплектовался станциями СПС-44 «Букет-4», СПС-55 и СПС-4м «Клюква» или СПС-5м «Фасоль», Ту-22П-2 — СПС-77, СПС-4м и СПС-5м, а Ту-22П-4 — СПС-22-70, СПС-33-70 и СПС-5м. Известны модификации Ту-22П-6 и П-7. Впоследствии часть машин оснастили станциями СПС-151, СПС-152 и СПС-153, предназначавшимися для индивидуальной защиты самолетов Ту-22К и Ту-22П. Их размещали под обтекателями на месте кормовых артиллерийских установок. После оснащения самолетов РЭБ устройствами дозаправки топливом в полете они получили обозначение Ту-22ПД.

Ту-22П построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (55°по передней кромке). Крыло двухлонжеронное кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых закрылков и внешних элеронов-закрылков. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Горизонтальное оперение стреловидное (58°41′ по передней кромке), цельноповоротное. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит из двух ТРД РД-7М (на Ту-22ПД — РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в мотогондолах над фюзеляжем. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части фюзеляжа. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный тормозной парашют. Вместо пушечной установки ДК-20 в хвостовой части фюзеляжа под обтекателем установлено оборудование постановки активных помех (состав оборудования менялся в процессе эксплуатации.

Всего изготовлено 47 постановщиков помех Ту-22П. В процессе эксплуатации оборудование самолёта постоянно модернизировалось.

Модификации:
Ту-22П-1 — со станциями СПС-44 «Букет-4», СПС-55 и СПС-4М «Клюква» (СПС-5М «Фасоль»).
Ту-22П-2 — со станциями СПС-77, СПС-4М и СПС-5М.
Ту-22П-4 — со станциями СПС-22-70, СПС-33-70 и СПС-5М.

В процессе эксплуатации Ту-22П оборудование самолёта постоянно модернизировалось. После установки в 1965 году системы дозаправки топливом в полёте самолёт получил обозначение Ту-22ПД. Ту-22ПД отличается наличием системы дозаправки в воздухе и двигателями РД-7М2. 4 самолёта Ту-22ПД из 341-го ТБАП применялись в Афганистане для прикрытия боевых действий Ту-22М3 вблизи пакистанской границы. Опыт боевых действий показал, что аппаратура РЭБ, установленная на самолёте, оказалась такой мощной, а диапазон частот таким широким, что глушились не только РЛС и средства военной связи, но и широковещательные радио- и телевизионные станции.

Ту-22ПД был оборудован системой электронной разведки РЭБ-К, установленной в бомбоотсеке с выступающим на брюхе воздухозаборником, на некоторых машинах вместо кормовой пушечной установки устанавливалась станция РЭП СПС-100А «Резеда-А». Задача Ту-22ПД состояла в обнаружении целей — обычно авианосных группировок флота США — базируясь на их радиолокационной активности и пеленгации радиообмена. Ту-22ПД также отводилась роль постановщика активных помех при обеспечении ударов Ту-22К. Ту-22ПД выпускался из расчета одна эскадрилья на полк ракетоносцев Ту-22К для обеспечения РЭ поддержки.

В октябре 1988 года четыре Ту-22ПД из 341-го ТБАП, базировавшегося в Озерном, были переведены на базу Мары-2 для РЭП обеспечения действий бомбардировщиков Ту-22М3 из 185-го ТБАП из Полтавы. Самолеты радиоэлектронного противодействия были задействованы в районе пакистанской границы, для подавления возможных атак пакистанских F-16 и зенитных ракет. В январе 1989 года, после трех месяцев полетов, они были заменены четырьмя самолетами РЭП Ту-22ПД из барановического 203-го ТБАП. Они почти не принимали участия в действиях, поскольку бомбовые удары переместились в район перевала Саланг, где не требовалась поддержка РЭП. В результате, в феврале последние Ту-22ПД были отправлены на свою базу.

ЛТХ:

Модификация: Ту-22П / Ту-22ПД
Размах крыльев, м: 23,17 / 23,17
Длина, м: 41,60 / 41,60
Высота, м: 10,13 / 10,13
Площадь крыла, м2: 162,25 / 162,25
Масса, кг
-пустого самолета: 43600 / 43600
-нормальная взлетная: 69000 / 84500
-максимальная взлетная: 85000 / 92000
-топлива: 40800 / —
Тип двигателя: 2 х ТРДФ РД-7М / 2 х ТРДФ РД-7М2
Тяга, кгс
-на форсаже: 2 х 16000 / 2 х 16500
-максимальная бесфорсажная: 2 х 10500 / 2 х 11000
Максимальная скорость, км/ч: 1410 / 1600
Крейсерская скорость, км/ч: 950 / 980
Практическая дальность, км: 4900 / 5600
Практический потолок, м: 13500 / 13500
Экипаж, чел: 3 / 3
Вооружение: 1 х 23-мм пушка НР-23 в хвостовом отсеке.

1.Первый Ту-22П.

Первый Ту-22П.

2.Серийный Ту-22ПД.

Ту-22ПД.

3.Серийный Ту-22ПД на стоянке.

Ту-22ПД на стоянке.

7.Ту-22ПД.

Ту-22ПД на стоянке.

4.Серийный Ту-22ПД.

Ту-22ПД.

6.Ту-22ПД. Вид сверху.

Ту-22ПД. Вид сверху.

5.Ту-22ПД в полете.

Ту-22ПД в полете.

5а.Ту-22ПД над горами Афганистана.

Ту-22ПД над горами Афганистана.

8.Ту-22ПД на стоянке авиамузея.

Ту-22ПД на стоянке авиамузея.

9.Ту-22ПД в музее дальней авиации на авиабазе Энгельс, 2006 год.

Ту-22ПД в музее дальней авиации на авиабазе Энгельс, 2006 год.

10.Самолет РЭБ Ту-22П. В ожидании экипажа.

Самолет РЭБ Ту-22П на стоянке. В ожидании экипажа.

11.Обтекатель станции СПС-153 на Ту-22П.

Обтекатель станции СПС-153 на Ту-22П.

12.Ту-22ПД. Рисунок.

Ту-22ПД. Рисунок.

.

.

Список источников:
Авиаколлекция. Николай Якубович. Бомбардировщик Ту-22.
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-22.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. История создания и развития семейства самолетов Ту-22.
Виктор Константинов, Валерий Романенко, Андрей Хаустов. Сверхзвуковой долгожитель.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Туполев Ту-22П».