Самолет-заправщик 3МС-2.

Разработчик: ОКБ Мясищева
Страна: СССР
Первый полет: 1975 г.0.3МС-2

Первые серийные бомбардировщики М-4 обладали недостаточной дальностью полёта. Единственным реальным в то время способом увеличения дальности было применение дозаправки топливом в воздухе. В сентябре 1953 года ОКБ-23 было поручено оснастить самолёт такой системой. Разработка системы заправки «шланг-конус» была поручена ОКБ-918 С.М.Алексеева. Для отработки системы использовались летающие лаборатории на базе Ил-28 и МиГ-19. Затем испытания продолжили с использованием прототипа «М» и 2 серийных М-4.
Первая передача топлива в воздухе состоялась 11 июля 1955 года. 27 сентября 1956 года начались Государственные испытания в ГК НИИ ВВС (для этого были переоборудованы ешё 2 серийных М-4). 8 февраля 1957 года был выполнен полёт на расстояние 14500 км с двумя дозаправками. Государственные испытания завершились в июне 1958 года с положительной оценкой. Танкер был принят на вооружение под обозначением М-4-II (М-4-2). Так как в это время уже развернулось производство более совершенного бомбардировщика (М-6), было решено все находящиеся в строю М-4 переоборудовать в заправщики.

В конце 70-х годов в связи с сокращением по международным договорам стратегических наступательных вооружений бомбардировщики МН и 3МС начали переоборудоваться в запрввщики, соответственно 3МН-2 и 3МС-2. Разработка проводилась при участии специалистов СибНИА. Переоборудование осуществлялось на ЭМЗ им. Мясищева и на авиаремонтном заводе №360 в Рязани. 3МН-2 и 3МС-2 долгое время являлись основным средством дозаправки в полёте машин стратегической авиации (3М, Ту-22КД, Ту-22М, Ту-95, Ту-160), противолодочных Ту-142 и самолётов ДРЛО Ту-126, оборудованных системой «Конус». До появления американского танкера KC-10 это были самые мощные заправщики в мире. Большинство из них было сосредоточено в 1230 ТБАП (аэродром Энгельс), который позже был переименован в 1230 АПСЗ.

При переоборудовании бомбардировщика М-4 в заправщик в у него в бомбоотсеке устанавливался дополнительный бак на 3600 л и комплексный агрегат заправки. Дозаправка могла производиться в диапазоне высот 6000-9000 м и при скорости 470-510 км/ч. На дальности 4000 км заправщик способен передать до 40 т топлива. При демонтаже дополнительного бака и КАЗ самолёт мог быть снова превращён в бомбардировщик. Переоборудоване 3МН и 3МС было уже необратимым: у них зашивались створки бомболюка и оставался только небольшой люк для выпуска шланга с конусом.

В начале 1975 года рассматривался вопрос о переделке всех бомбардировщиков 3М в воздушные танкеры для дозаправки сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М. Но самолет-заправщик Ил-78, созданный в ОКБ С.В.Ильюшина, оказался более предпочтительным для этих целей. Заправщики 3МН-2 и 3МС-2 эксплуатировались до 1994 года, а затем были выведены в резерв. Постепенно они ставились на консервацию, а затем утилизировались. Один 3МС-2 передан в музей ВВС в Монино.

Модификации самолёта:

3М-П — заправщик на базе 3МД (проект). Разработан в 1960 году.
3М-Т — танкер для дозаправки ракетоносца М-52 (проект). Разработан в 1960 году.
3МН-2 (3МН-II) — заправщик на базе 3МН.
3МС-2 (3МС-II) — заправщик на базе 3МС.
М-4-2 (М-4-II) — заправщик на базе М-4. Разработан в 1953 году. С 1958 года переоборудованы все ранее выпущенные М-4.
М-4Р-2, 3МСР-2 — доработанные. Отличались составом БРЭО (Р-802В, АРК-42, РСБН-2с, ДИСС-1).

ЛТХ:

Модификация: 3МС-2
Размах крыла, м: 53,14
Длина самолета,м: 51,70
Высота самолета,м: 14,10
Площадь крыла,м2: 320,00
Масса, кг
-пустого самолета: 75740
-нормальная взлетная: 192000
Тип двигателя: 4 х ТРД РД-3М-500А
Тяга, кгс: 4 х 10500
Максимальная скорость, км/ч: 925
Крейсерская скорость, км/ч: —
Практическая дальность, км: 12400
Дальность действия, км: 9400
Практический потолок, м: 12150
Экипаж, чел: 8
Полезная нагрузка: 40000 кг топлива.

1.Мясищев 3МС-2 на стоянке.

Самолет-заправщик 3МС-2 на стоянке.

2.Мясищев 3МС-2.

Самолет-заправщик 3МС-2 на рулежке.

3.Самолет-заправщик 3МС-2. Энгельс 1980 г.

Самолет-заправщик 3МС-2. Энгельс, 1980 г.

4.3МС-2 с выпущенным конусом.

3МС-2 с выпущенным конусом.

4а.3МС-2 выпустил конус.

3МС-2 с выпущенным конусом.

4б.Дозаправка в полете Ту-95МС от танкера 3МС-2.

Дозаправка в полете Ту-95МС от танкера 3МС-2.

5а.Самолёт-заправщик 3МС-2 заходит на посадку.

Самолёт-заправщик 3МС-2 заходит на посадку.

5.Самолёт-заправщик 3МС-2 заходит на посадку.

Самолёт-заправщик 3МС-2 заходит на посадку.

5б.Самолёт-заправщик 3МС-2 после посадки.

Самолёт-заправщик 3МС-2 после посадки.

6.3МС-2 в авиамузее.

3МС-2 на стоянке музея Дальней авиации.

7.3МС-2. Схема.

3МС-2. Схема.

.

.

Список источников:
Авиация и Время. Сергей Мороз. Ревущий зверь.
Сергей Мороз. Мясищев М-4/3М.
Крылья Родины. Евгений Подольный. «Бизон» не вышел на тропу войны…
Роман Астахов. Русская Сила. Стратегический бомбардировщик М-4.
Авиация и Время. Петр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе.