Учебно-тренировочный самолет Як-38У.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1972 г.0.Як-38У

Опытный экземпляр учебно-тренировочного Як-36МУ, предназначенного для обучения летного состава вертикальному взлету и посадке, отработки висения и переходных режимов, был построен в ОКБ только 19 мая 1972 года. При компоновке машины большую сложность вызвали вопросы размещения второй кабины с приемлемым обзором из нее и спасения экипажа в аварийной ситуации. На самолете было впервые обеспечено одновременное, принудительное катапультирование обоих членов экипажа на режимах ВВП с разведением траекторий и ручное катапультирование с задержкой 0,6 сек. 30 марта Дексбах поднял Як-36МУ в воздух по самолетному. Этап «А» ГСИ учебно-тренировочного самолета был начат 23 марта 1973 года на базе ЛИИ в Жуковском, а с 25 сентября 1973 года по 31 июля 1974 года продолжен в Ахтубинске.

По результатам испытаний самолет получил положительную оценку, однако в серийном производстве комиссия рекомендовала несколько изменить состав оборудования и признала целесообразным провести этап «Б» ГСИ, который состоялся в период с 27 декабря 1976 года по 12 сентября 1977 года. Тогда же самолет прошел испытания на ТАКР «Киев». После государственных испытаний Як-36МУ № 01 использовался для обучения строевых летчиков вначале в НИИ ВВС (г. Ахтубинск), а потом — в учебном центре подготовки летного состава палубной авиации в г. Саки. После выработки ресурса его установили там на постамент. Согласно приказу Министра обороны № 196 от 15 октября 1978 года самолет получил наименование Як-38У.

ЛТХ:

Модификация: Як-38У
Размах крыла, м
-полный: 7,02
-со сложенными крыльями: 4,45
Длина, м: 17,76
Высота, м: 4,25
Площадь крыла, м2: 18,41
Масса, кг
-пустого самолета: 8390
-нормальная взлетная: 10000
-топлива: 2750
Тип двигателя
-подъемно-маршевый: 1 х ТРД Р-27В-300
-подъемные: 2 х ТРД РД-36-35ФВР
Тяга, кгс
-подъемно-маршевый: 1 х 6100
-подъемные: 2 х 3050
Максимальная скорость, км/ч: 850
Практическая дальность, км: 450
Практический потолок, м: 5000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 6
Экипаж, чел: 2.

3.Учебно-тренировочный Як-38У. Вертикальный взлет с палубы.

Учебно-тренировочный самолет Як-38У выполняет вертикальный взлет с палубы.

1а.Як-38У на вертикальном взлете.

Учебно-тренировочный самолет Як-38У выполняет вертикальный взлет.

3а.Як-38У на переходном режиме.

Як-38У на переходном режиме.

2.Як-38У в полете.

Як-38У в полете.

??????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

Як-38У на палубе рядом с штурмовиками Як-38.

4а.Взлет Як-38У с палубы.

Взлет Як-38У с палубы ТАКР «Новороссийск».

5.Як-38У (справа) на палубе.

Як-38У и Як-38 на палубе.

5а.Як-38У на палубе.

Як-38У на палубе.

5б.Як-38У на ТАВКР Киев в апреле 1987 г.

Як-38У на ТАВКР «Киев» в апреле 1987 г.

6.Як-38У на рулежке со сложенными крыльями.

Як-38У на рулежке со сложенными крыльями.

7.Як-38У на рулежке.

Як-38У на рулежке.

8.Як-38У вертикально взлетает.

Як-38У вертикально взлетает.

8а.Як-38У на стоянке.

Як-38У на аэродромной стоянке.avariya-yak-38u-1

Авария Як-38У.

avariya-yak-38u-2

Авария Як-38У.

avariya-yak-38u-3

Авария Як-38У.

avariya-yak-38u-4

Авария Як-38У.

avariya-yak-38u-i-katapultirovanie-ekipazha

Авария Як-38У и катапультирование экипажа.

9.Як-38У. Схема 1.

Як-38У. Схема 1.

10.Як-38У. Схема 2.

Як-38У. Схема 2.

Полеты самолетов Як-38 и Як-38У.

.

.

Список источников:
Авиация и космонавтика. Михаил Левин. Самолеты вертикального взлета и посадки.
Николай Якубович. Боевые реактивные самолеты А.С.Яковлева.
Авиация и Время. Юрий Лунев. Як-38 — тернистый путь первопроходца.
Крылья Родины. Станислав Мордовин. Палубная авиация началась с Як-38.
Крылья над морем. Анатолий Артемьев. Взлетающий с корабля.
Роман Астахов. Русская Сила. Палубный штурмовик ВВП Як-38.