Проект тяжелого штурмовика ЦКБ-60 (Ил-6 — первый с таким названием).

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Проект 1941 г.

31 марта 1941 года С.В.Ильюшин предложил эскизный проект двухмоторного одноместного бронированного штурмовика Ил-6 2АМ-38 (заводское обозначение ЦКБ-60) с противотанковым составом вооружения. Предполагалось полностью бронировать летчика и бензобаки, С.В.Ильюшин указывал, что первый самолет можно построить к августу 1941 года и просил дать разрешение на его постройку. Заключение на эскизный проект комиссия утвердила 11 апреля, а 5 мая 1941 года были предъявлены дополнительные материалы. Макет нового штурмовика был рассмотрен в начале июня 1941 года.

Основной вариант вооружения тяжелого ильюшинского штурмовика состоял из одной 37-мм пушки ШФК-37 с запасом 40 снарядов, двух пушек калибра 23 мм ВЯ-23 с боекомплектом по 100 снарядов на пушку и четырех пулеметов М.Е.Березина УБ калибра 12,7-мм с боезапасом по 150 патронов на ствол. Пушки компактно располагались в носу машины, что обеспечивало высокую кучность стрельбы в воздухе. На консолях за моторами планировали разместить 8 х РО-132. Состав экипажа предполагался из одного летчика.

Бронирование самолета (масса металлической брони около 800 кг) предусматривало полную защиту летчика и бензобаков и частичную — радиаторов и моторов. Боковые стенки, верх и низ фюзеляжа, в той части, где располагались летчик и бензобаки, выполнялись из 5-мм брони. Задняя стенка бронекорпуса имела толщину 18 мм. Козырек летчика и окно в полу выполнялись из прозрачной брони. Радиаторы сзади, снизу и спереди закрывались 4-мм броневыми плитами. Каждый мотор спереди защищался 5-мм бронедиском по размерам, равным диаметру кока винта. Маслорадиаторы моторов имели спереди жалюзи из 4-мм брони.

Предусматривалось протектирование бензобаков и заполнение их в полете нейтральными газами.

Крыло цельнометаллическое с развитой механизацией: предкрылки, зависающие элероны и посадочные щитки. Обшивку крыла предполагалось выполнить из магниевого сплава «электрон».

При полетном весе 9000 кг штурмовик должен был иметь скорость полета у земли примерно 490 км/ч, а на расчетной высоте 2000 м около 550 км/ч. Дальность полета у земли — 700-800 км. Время набора высоты 5000 м — 8,5 мин. Потолок — 12200 м. Таким образом, летно-боевые данные должны были быть лучше, чем у Ил-2 АМ-38.

Расчеты показывают, что летчик с хорошей летной и стрелковой подготовкой в реальных боевых условиях уже в первой атаке мог обеспечить на Ил-6 2АМ-38 с основным составом вооружения почти гарантированное поражение легкого немецкого танка типа Pz.38(t) Ausf С (атака сбоку, угол планирования 25-30°, дистанция открытия огня 300-400 м) — вероятность поражения 0,67-0,9. Средний немецкий танк типа Pz.III Ausf G поражался в этих же условиях с вероятностью около 0,07-0,1.

К сожалению, время было упущено. Проект бронированного штурмовика Ил-6 появился слишком поздно и в условиях начавшейся войны дело до постройки опытного экземпляра так и не дошло. Стоит отметить что 9 июля 1941 года, С.В.Ильюшин направил письмо А.И.Шахурину с предложением о постройке на заводе № 156 тяжелого бронированного штурмовика ТБШ-2, представляющего собой двухместный вариант штурмовика ЦКБ-60 с двумя моторами М-82. Скорость самолета у земли по проекту — 480 км/ч, дальность — 700 км. Задняя броневая стенка кабины — 13 мм, передняя броневая стенка кабины — 15 мм, низ и бока кабины — 10 мм.

В качестве основного варианта вооружения был принят следующий: одна пушка ШФК-37 калибра 37 мм с запасом 40 снарядов, две пушки ВЯ-23 калибра 23 мм с запасом по 100 снарядов на ствол, четыре пулемета ШКАС с запасом по 750 патронов на пулемет, 400 кг бомб (в перегрузку 1000 кг) или восемь реактивных снарядов РС-132 (вместо бомб).

Чертежи машины были готовы. Нарком авиапромышленности в своей резолюции просил Ильюшина продумать вопрос о постройке самолета на другом заводе, поскольку 156-й авиазавод перебазировался в Омск. Несмотря на то, что проект ТБШ-2 был одобрен ВВС и НКАП в условиях войны реализовать его так и не удалось.

В 1942 году С.В.Ильюшин снова вернулся к идее постройки Ил-6 с моторами М-82. 22 апреля 1942 года он вновь вышел на руководство НКАП с эскизным проектом Ил-6 2М-82.
Максимальная скорость машины у земли по проекту должна была быть 440 км/ч, дальность на скорости 0,8 от максимальной — 700 км. Вооружение штурмовика, по сравнению с предыдущими вариантами, было ослаблено и предусматривало установку двух пушек ВЯ-23 с 400 снарядами, восьми пулеметов ШКАС с 6000 патронами, восьми РС-82 (или РОФС-132) и бомбовую нагрузку до 1000 кг. При этом бомбовое вооружение обеспечивало подвеску на машину две бомбы типа ФАБ-500 или четыре ФАБ-250. Этот проект, как и предыдущие, в условиях войны реализован не был…

Продувочная модель штурмовика Ил-6 (ЦКБ-60) на испытаниях в аэродинамической трубе Т-101.

Продувочная модель штурмовика Ил-6 (ЦКБ-60) на испытаниях в аэродинамической трубе Т-101.

Продувочная модель штурмовика Ил-6 (ЦКБ-60) на испытаниях в аэродинамической трубе Т-101.

ЦКБ-60. Рисунок.

ЦКБ-60. Схема.

.

.

Список источников:
В.И.Перов, О.В.Растренин. Штурмовики Красной Армии.