Учебно-тренировочный штурмовик Ил-10У (УИл-10).
Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1945 г.
В соответствии с Постановлением ГОКО № 7560 от 21.02.1945 г. и приказом НКАП № 76 от 26.02.1945 г. на авиазаводе № 1 строился учебно-тренировочный вариант штурмовика Ил-10. Технические требования к самолету УИл-10 (Ил-10У) утверждены заместителем командующего ВВС КА маршалом Ф.Я.Фалалеевым 21 апреля 1945 года. Учебный УИл-10 прибыл в ГК НИИ ВВС КА 16 мая 1945 года и 20 мая специалисты института приступили к его испытаниям. Уже 7 июня после выполнения 31 полета с общим налетом 15 часов испытания успешно завершились. Акт по результатам государственных испытаний учебного штурмовика был утвержден командующим ВВС КА главным маршалом А.А.Новиковым 4 июня 1945 года.
Предъявленный на госиспытания серийный УИл-10 (заводской № 106085) производства завода № 1 при полетном весе 5680 кг (вес пустого 4571 кг) показал максимальную скорость полета у земли 502 км/ч, на высоте 2500 м — 560 км/ч. Время набора высоты 1000 м составило 1,5 мин, а высоты 3000 м — 4,8 мин. Длина разбега — 485 м, а пробега — 520 м. Посадочная скорость — 145 км/ч.
Основные отличия УИл-10 от боевого Ил-10 состояли в следующем: кабина стрелка была переоборудована в кабину летчика-инструктора, в которой было смонтировано второе управление самолетом, установлены приборная доска с указателем скорости, поворота, авиагоризонт, высотомер, компас. На самолете была снята бронеперегородка между кабинами пилота и стрелка. Из вооружения были сняты пушки ВЯ-23, оборонительная установка ВУ-8 с пулеметом УБТ, держатель авиагранат АГ-2 и 2 балки РО. Изменена система механизма закрывания бомболюков.
В выводах отчета по испытаниям указывалось, что по технике пилотирования из первой кабины учебный штурмовик ничем не отличается от Ил-10, а из второй кабины — от УИл-2. Однако обзор (особенно на посадке) у УИл-10 был хуже, чем у Ил-10. Кроме того, вторая кабина не отвечала ТТТ на 1945 год: «…не удобно открывание и закрывание фонаря, нельзя открыть фонарь в воздухе, нет аварийного сброса бомб, мал размер пола в кабине, нет радиосвязи инструктора с землей, не установлен подлокотник, заголовник и т.д.»
В заключение акта указывалось: «Учитывая большую потребность в УИл-10, считать необходимым их выпуск продолжать, потребовав внесения всех изменений и устранения всех недостатков, после чего предъявить самолет на повторные испытания в ГК НИИ ВВС КА.»
ЛТХ:
Модификация: Ил-10У
Размах крыла, м: 13,40
Длина, м: 11,12
Высота, м: 4,18
Площадь крыла, м2: 30,00
Масса, кг
-пустого самолета: 4571
-нормальная взлетная: 5680
Тип двигателя: 1 х ПД АМ-42
Мощность, л.с.
-полетная: 1 х 1750
-взлетная: 1 х 2000
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 502
-на высоте: 560
Крейсерская скорость, км/ч: 436
Практическая дальность, км: 780
Скороподъемность, м/мин: 667
Практический потолок, м: 7000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС, до 4 х РС-82 или РС-132
Бомбовая нагрузка: нормальный вариант — 400 кг.
Первый вариант Ил-10У.
Ил-10У ВВС СССР.
Ил-10У ВВС СССР.
Летчик на крыле Ил-10У из 537-го штурмового авиаполка.
Ил-10У польских ВВС.
Учебный чехословацкий CB-33.
Учебный чехословацкий CB-33.
Ил-10У ВВС СССР. Рисунок.
СВ-33 ВВС ЧССР. Рисунок.
Ил-10У. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Авиация и Космонавтика. Владимир Перов, Олег Растренин. Скоростной, маневренный.
Крылья Родины. Николай Якубович. Штурмовик-истребитель.