Самолет-буксировщик мишеней Су-25БМ.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1986 г.

Разработка самолета-буксировщика мишеней Су-25БМ в ОКБ Сухого началась в 1986 году. Рассматривались два альтернативных проекта самолета-буксировщика: первый — на базе двухместного учебно-боевого самолета Су-25УБ, и второй — на базе боевого одноместного штурмовика Су-25. Предпочтение было отдано второму проекту.

В Тбилиси был специально переоборудован самолет Т-8-9 и на нем отрабатывали буксировку воздушной мишени ТЛ-70 «Комета». На этой машине отрабатывались различные параметры буксировки мишеней, в частности, скорость и время причаливания (контакт мишени с контейнером). Так как возникли проблемы с причаливанием самой мишени, то работы затянулись до начала 1989 года. Поэтому Главный конструктор В.П.Бабак принял решение для отработки пикирующих мишеней использовать опытный самолет Т-8-15 (бортовой тактический № 301), который работал с мишенями ПМ-6 и М-6.

После завершения испытаний была выпущена серия из 50 самолетов Су-25БМ.

Самолет-буксировщик мишеней — Су-25БМ предназначен для обеспечения учебно-боевой подготовки войск, оснащенных системами вооружения «земля-воздух» и «корабль-воздух».

Выполнение учебно-боевой подготовки обеспечивается применением буксируемой мишени ТЛ-70 «Комета», пикирующих мишеней ПМ-6 и парашютных мишеней М-6. Применяемые мишени-имитаторы обеспечивают отработку задач обнаружения и сопровождения целей в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах, проведение практических стрельб зенитной артиллерии и других огневых средств.

Буксируемая воздушная мишень «Комета» предназначена для имитации осредненных характеристик отражательных и излучательных свойств цели в оптическом, инфракрасном диапазонах и сантиметровом радиодиапазоне.

Установленная на мишени аппаратура обеспечивает определение величины «промаха» снарядов по зонам в диапазоне от 0 до 50 метров. Информация о величине промаха и количестве пролетов снарядов передается на наземную аппаратуру регистрации результатов стрельбы «Планер-М».

Воздушная мишень «Комета» буксируется носителем на тросе, выпускаемом на длину 2300-3000 метров. Подвеска, выпуск и подтягивание мишени обеспечивается турболебедкой ТЛ-70, механизмы которой приводятся в движение турбиной, раскручиваемой встречным потоком воздуха. Управление лебедкой осуществляется в ручном или автоматическом режимах.

Турболебедка обеспечивает выпуск и уборку буксировочного троса, выпуск мишени с предварительным отводом ее от контейнера лебедки на параллелограммном механизме и приемку мишени, фиксацию мишени на жесткой сцепке при подвеске и торможение троса при буксировке.

Применение самолета с мишенью «Комета» производится вдали от населенных пунктов, на специально оборудованных полигонах.

При установке на самолет контейнера с турболебедкой и мишени «Комета» под противоположную плоскость буксировщика для сохранения аэродинамической и массинерционной симметрии самолета устанавливается аэродинамический и весовой противовес. Контейнер с турболебедкой и мишень «Комета» устанавливаются под третью от борта фюзеляжа точку подвески.

Пикирующая мишень ПМ-6, оснащенная уголковым отражателем радиолокационных волн и огне-дымовыми трассерами, имитирует пикирующие цели, выполняя полет по заданной траектории с углом пикирования 30-70°. В конце полета выполняется автоматическая посадка с парашютом на грунт или водную поверхность. На самолете может быть одновременно подвешено 4 пикирующие мишени ПМ-6, на вторую и четвертую от борта фюзеляжа точки подвески каждой консоли крыла, по одной мишени на точку подвески. Для увеличения дальности и продолжительности полета самолета при применении им мишеней «Комета» и ПМ-6 на самолете-буксировщике могут быть установлены два подвесных топливных бака емкостью по 1150 литров каждый (ПТБ-1150), по одному под каждой консолью крыла.

Подвесные баки устанавливаются на внутренних точках подвески. При применении подвесных топливных баков число одновременно подвешиваемых под самолет мишеней ПМ-6 уменьшается до двух.

Бортовое радиотехническое и навигационное оборудование самолета взаимодействует с наземными системами.

ЛТХ:

Модификация: Су-25БМ
Размах крыла, м: 14,36
Длина самолета, м: 15,53
Высота самолета, м: 4,80
Площадь крыла, м2: 30,10
Масса, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: 13200
-максимальная взлетная: 15300
Топливо, кг
-внутренние топливо: 3000
-ПТБ: 2 х 1150
Тип двигателя: 2 х ТРД Р-195
Тяга, кгс: 2 х 4500
Максимальная скорость, км/ч: 950
Скорость буксировки мишени, км/ч: 450-950
Практический радиус действия, км
-без ПТБ: 250
-с ПТБ: 420
Практический потолок, м: 7000
Экипаж, чел: 1.

Су-25БМ на стоянке.

Опытный Т-8-9 с контейнером ТЛ-70 «Комета».

Опытный Т-8-15 с пикирующей мишенью ПМ-6.

Пикирующая мишень ПМ-6 под крылом Т-8-15.

Парашютная мишень М-6.

Буксировщик мишеней Су-25БМ. На верхнем снимке с буксируемой мишенью «Комета», на нижнем с пикирующей мишенью ПМ-6.

.

.

Список источников:
Ильдар Бедретдинов. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25.
Роман Астахов. Русская Сила. Штурмовик Су-25.
Авиация и Время. Петр Бутовски, Александр Ларионов. Гроза над полем боя.
Научно-популярное издание «Война в воздухе» № 95 за 2002 г. С.В.Иванов. Су-25 «Грач».
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Сухой Су-25БМ».