Легкий транспортно-пассажирский самолет ГАЗ № 5.

Разработчик: Гроппиус
Страна: СССР
Первый полет: 1924 г.0.газ№5

В начале 1923 года к постройке пассажирского биплана, по проекту инженера Е.Э.Гроппиуса, приступили в Москве на авиазаводе ГАЗ №5 (бывший авиазавод Ф.Моска). Самолет полностью деревянной конструкции отличался большим вместительным фюзеляжем. Предполагался к использованию в качестве пассажирского, одновременно оценивался в качестве легкого бомбардировщика (бомбовоза). Был оснащен двигателем «Hispano-Suiza» мощностью 300 л.с.

Самолет предстал собой двухстоечный биплан с очень толстым фюзеляжем во всю высоту коробки крыльев. За двигателем «Hispano-Suiza» располагалась просторная пассажирская кабина на четыре места, за ней — кабина летчика и механика (открытая) с входом в нее из пассажирской кабины. Средняя часть фюзеляжа была обшита фанерой, хвостовая — расчалочная с полотняной обшивкой. Под фюзеляжем — радиатор Гроппиуса с регулировочными створками.

Самолет получил наименование ГАЗ № 5, он был построен и оценен как готовый 12 октября 1923 года. По другим данным, постройка завершилась весной 1924 года. Первый полет ГАЗ № 5 выполнил летчик Ефремов 9 июня 1924 года. Затем последовал еще ряд полетов, показавших недостаточную скороподъемность (800 м за 6 минут), увеличенный разбег на взлете и небольшой практический потолок. Среди недостатков указывалась малая мощность двигателя, однако достигнутая полетная скорость была неплохой — 165 км/ч. О дальнейшей судьбе самолета ГАЗ № 5 сведения не обнаружены.

ЛТХ:

Модификация: «ГАЗ № 5»
Длина, м: 8,00
Размах крыла, м: 11,20
Высота, м: 2,5
Площадь крыла, м2: 35,00
Масса, кг
-пустого самолета: 1118
-нормальная взлетная: 1849
Тип двигателя: 1 х ПД «Hispano-Suiza»
-мощность, л.с.: 1 х 300
Максимальная скорость, км/ч: 165
Крейсерская скорость, км/ч: 135
Практическая дальность, км: —
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 300
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: 4 пассажира.

1..

Самолет конструкции инженера Е.Э.Гроппиуса во дворе авиазавода ГАЗ № 5. Лето 1924 г.

Самолет ГАЗ № 5. Лето 1924 г.

Самолет конструкции инженера Е.Э.Гроппиуса во дворе авиазавода ГАЗ № 5. Лето 1924 г.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья. Михаил Маслов. Гражданский флот — как все начиналось.
В.Р.Котельников. «Восьмерки» «Испано-Сюизы» В России.
Журнал «Самолет» № 11 (13) 1924 г. Пассажирский самолет сист. Е.Э.Гроппуса.