Легкий транспортный самолет У-2 «Лимузин» Зусмана.

Разработчик: Поликарпов, Зусман
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.

В 1943 году инженер-капитан Зусман предложил переоборудовать несколько стандартных У-2 в комфортабельные двух- и трехместные лимузины для перевозки высшего командного состава и офицеров связи. Известно, что в том же году два самолета подверглись переделкам в стационарных мастерских № 204 3-й Воздушной армии (самолет называли также — «Лимузин» 3-й Воздушной армии). Основные изменения коснулись центральной части фюзеляжа — в районе второй кабины по левому борту вырезали верхний лонжерон на участке длиной 650 мм и оборудовали дверную раму с соответствующими усилениями. Обе кабины закрыли обтекаемым прозрачным фонарем, установленным на каркасе из стальных труб. В задней пассажирской кабине сняли приборную доску и управление, проводку разместили под полом, а саму кабину выполнили по типу салона с мягким креслом, мягкой обивкой бортов и плафоном освещения. В пилотской кабине частично перекомпоновали приборы летчика, тахометр перенесли на приборную доску. К дополнительным улучшениям следует отнести зализы у стыка нижнего крыла с фюзеляжем, небольшой форкиль, посадочную фару под левым нижним крылом.

Для определения возможности эксплуатации самолета в качестве штабного, один из этих У-2, переоборудованный из серийного № 5842, испытывался в НИИ ВВС КА. Самолет прибыл на аэродром 16 февраля 1944 года. В течение двух последующих дней произвели 18 полетов, из них шесть — ночью. Испытания вел инженер-майор Синельников, кроме него в облете машины участвовал генерал-майор П.М.Стефановский.

В сравнении со связным У-2 № 3211, испытанным в НИИ ВВС в январе 1943 года «лимузин» № 5842 показал следующие характеристики:
Вес пустого, кг: 829
Полетный вес, кг: 1182
Максимальная скорость у земли, км/ч: 168
Время набора высоты 1000 м, мин: 8,0
Практический потолок, м: 2900

Общая оценка самолета была положительной. Особо подчеркивалось, что из существовавших «лимузинов» этот наиболее отвечает назначению: выполнен культурно, обладает комфортной закрытой кабиной с хорошим обзором и связью между летчиком и пассажиром. Одновременно был отмечен и ряд недоработок: в кабине пилота задувает через противопожарную перегородку, свет от плафона пассажирской кабины дает блики на переднем козырьке кабины пилота, плохо закрывается фонарь. П.М.Стефановский, как человек высокого роста, отметил, что его голова упирается в потолок.

Самолет предложили доработать, в частности — по рекомендации главного конструктора Н.Н.Поликарпова — дополнительно усилить фюзеляж в районе выреза пассажирской кабины. В процессе доработок, кроме прочего, отрегулировали фонарь кабины пилота, установили стопор открытого положения двери, перенесли электрощиток, произвели более тщательную регулировку коробки крыльев и управления, капот двигателя окрасили в более темный цвет. Все эти работы проделали в трехдневный срок до 21 февраля 1944 года в мастерских НИИ ВВС. Затем самолет передали в 3-ю Воздушную армию для дальнейшей эксплуатации.

ЛТХ:

Модификация: У-2 «Лимузин» Зусмана
Размах крыла, м: 11,40
Длина, м: 8,17
Высота, м: 3,10
Площадь крыла, м2: 33,15
Масса, кг
-пустого самолета: 829
-нормальная взлетная: 1182
Тип двигателя: 1 х ПД М-11Д
-мощность, л.с.: 1 х 115
Максимальная скорость, км/ч: 168
Крейсерская скорость, км/ч: 135
Практическая дальность, км: —
Максимальная скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 2900
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: один пассажир.

1.У-2 Лимузин инженера Зусмана.

У-2 «Лимузин» инженера Зусмана.

2.У-2 Лимузин инженера Зусмана..

У-2 «Лимузин» инженера Зусмана.

2а.У-2 лимузин инженера Зусмана

У-2 «Лимузин» инженера Зусмана.

3.У-2 Лимузин инженера Зусмана..

У-2 «Лимузин» инженера Зусмана.

4.У-2 Лимузин. Вид спереди.

У-2 «Лимузин». Вид спереди.

5.У-2 Лимузин. Вид сзади.

У-2 «Лимузин». Вид сзади.

6.У-2 Лимузин инженера Зусмана.

У-2 «Лимузин» инженера Зусмана.

7.Кабина У-2 Лимузина Зусмана.

Кабина У-2 «Лимузина» Зусмана.

8.У-2 Лимузин. Схема.

У-2 «Лимузин». Схема.

.

.

Список источников:
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
РусАвиа. В.П.Иванов. Самолеты Н.Н.Поликарпова.
Михаил Маслов. Поликарпов У-2: «Небесный тихоход».
Эксмо. Михаил Маслов. Король истребителей. Боевые самолеты Поликарпова.
Авиация и Время. Юрий Гугля, Александр Котлобовский. Сага о небесном тихоходе.
Мир Авиации. Владимир Иванов, Андрей Коршунов, Владимир Перов, Олег Растренин. Легендарный У-2.
Сайт «Уголок неба». 2015 г. страница: «Поликарпов У-2 Лимузин».