Пассажирский самолет К-2.

Разработчик: Калинин
Страна: СССР
Первый полет: 1927 г.0.к-2

Константин Калинин, в годы Первой Мировой войны бывший летчиком, после окончания гражданской стал начальником производства на киевском заводе «Ремвоздухпуть-6» и с группой таких же энтузиастов авиации построил в 1923 году самолет собственной конструкции. Осенью самолет К-1 вылетел в Москву с остановкой в Харькове (именно тогда состоялась демонстрация машины перед руководством УВП), успешно прошел государственные испытания и, первым из отечественных самолетов, был рекомендован к серийному производству. На предложение работать в Харькове Калинин ответил согласием, и вместе с ним из Киева переехали на новое место ближайшие помощники по созданию К-1, сформировав небольшой конструкторский коллектив, который тут же занялся переработкой модели под серийное производство.

Конструкторы стремились создать универсальную и недорогую в производстве машину, которая предусматривала возможность перевозки трех пассажиров при экипаже из двух человек. Кроме пассажирского, разрабатывали варианты санитарного и фотосъемочного самолетов. Они могли развивать скорость 165 км/ч, а запас топлива обеспечивал 6 часов полета. Машина получила название К-2.

По схеме и своим габаритам К-2 почти не отличался от К-1, но только внешне. Новый самолет был без деревянных элементов. Остов фюзеляжа выполняли из тонких стальных труб с помощью газовой сварки. Из тонкого листового кольчугалюминия с рифтами набрали обшивку пассажирской кабины. По той же технологии собиралось крыло и хвостовое оперение. Как и в предыдущей машине, крыло имело в плане правильную эллиптическую форму. Лонжероны и нервюры выполнялись из кольчугалюминия, обшивка крыла и оперения — из особо прочного и легкого полотна. Более мощный двигатель BMW.IV позволил увеличить грузоподъемность и довести число пассажиров до четырех.

В середине мая 1926 года Управление ВВС РККА выдало К.А.Калинину разрешение на организацию в Харькове авиационного завода. Однако запустить серийное производство К-2 полным ходом не получалось. Мастерские были загружены ремонтными работами еще больше, чем в минувшие годы. Кроме текущего обслуживания предприятие выполняло все виды капительного ремонта самолетов зарубежного производства. Сложилось напряженное положение, которое позже стало причиной конфликта Калинина и УВП: совместить оба направления было невозможно, поскольку производственные мощности оставались скромными, и специалистов не хватало.

17 сентября 1926 года на доске объявлений административного здания появился приказ: «Ввиду значительного расширения деятельности авиамастерских, развития в них собственного самолетостроения и перевода их на выполнение крупных заказов, авиамастерские УВП с сего числа переименовываются в «Авиазавод им. Совнаркома УССР.» Таким образом, эта дата — 17 сентября 1926 года — стала днем рождения Харьковского авиационного завода. К.А.Калинин был назначен директором и главным конструктором предприятия.

Становление авиастроения в Харькове шло трудно: не хватало квалифицированной рабочей силы, отсутствовали материалы, недостаточно было заводской площади и денежных средств. И тем не менее, самолет К-2 был закончен.

Солнечным утром 12 мая 1927 года на харьковском аэродроме состоялся первый полет нового самолета К-2. На его борту алела надпись: «Робiтник Сiчневки». Испытания подтвердили надежность и неприхотливость машины. В то же время Калинину стало ясно, что цельнометаллическая конструкция оказалась сравнительно тяжелой и нетехнологичной, а главное — дорогой.

Несмотря на это К-2 успешно прошел испытания, налетал за летный сезон осенью 1927 года 129 часов без аварий. На заводе его обработали с учетом замечаний испытателей: обшили дюралем переднюю часть фюзеляжа, обтянули полотном обтекатели подкосов шасси, разместили дополнительный бензобак, существенно изменили конструкцию киля и поворота.

К-2 с успехом применялся для аэрофотосъемки и картографирования многих районов страны.

ЛТХ:

Модификация: К-2
Размах крыла, м: 16,70
Длина самолета, м: 11,17
Высота самолета, м: 2,80
Площадь крыла,м2: 40,00
Масса, кг
-пустого самолета: 1600
-максимальная взлетная: 2236
Тип двигателя: 1 х ПД «BMW-IV»
-мощность, л.с.: 1 х 240
Максимальная скорость, км/ч: 170
Крейсерская скорость, км/ч: 140
Практическая дальность, км: 650
Практический потолок, м: 3500
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: 4 пассажира.

1.Самолёт К-2 с двигателем BMW-4.

Пассажирский самолет К-2.

1а.Самолет К-2

Пассажирский самолет К-2.

2.К-2. Рисунок.

К-2. Рисунок.

3.Компоновочная схема К-2.

Компоновочная схема К-2.

4.К-2. Схема.

К-2. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Моделист-Конструтор. В.Савин. Самолеты марки «К».
ХГАПП. Харьковский авиационный завод: История, современность, перспективы.
Ksamc.com. ХГАПП. История 1923-1933.