Пассажирский самолет РАФ-11.

Разработчик: Рафаэлянц
Страна: СССР
Первый полет: 1938 г.0.РАФ-11

Среди немногочисленных типов гражданских самолетов, спроектированных и построенных в Советском Союзе в 1930-е годы, особое место занимает двухмоторный РАФ-11 конструкции А.Н.Рафаэлянца. Потому, прежде всего, что самолетик создавался в системе «Аэрофлота». Проектировался и строился на основе накопленного опыта эксплуатации вполне успешного ПР-5. Кроме того, РАФ-11 был полностью деревянным, и при недостатке в стране металла это стало положительным моментом, повышающим шансы на его запуск в серийное производство. Однако, как говорится, не сложилось. И это весьма показательный пример, свидетельствующий, что перед войной нам было вовсе не до пассажирских самолетов.

Используя опыт создания ПР-5, в 1937 году Рафаэлянц приступил к проектированию небольшого двухмоторного самолета РАФ-11. Он представлял собой 6-местный низкоплан хороших аэродинамических форм, был оснащен двумя двигателями МГ-31 мощностью по 300 л.с.

Конструкция планера РАФ-11 полностью деревянная. Фюзеляж — полумонокок обтекаемой формы с обшивкой из березового шпона. Крыло двухлонжеронное, сверху обшито фанерой вплоть до второго лонжерона, далее — полотно. Двухстоечное основное шасси убиралось в полете в моторные гондолы при помощи гидросистемы. Размещение двух членов экипажа в пилотской кабине рядом, управление штурвальное, сдвоенное. Пассажирский салон в стандартном варианте рассчитан на шесть человек, оборудован отоплением и вентиляцией. Входная дверь одна, размещена на левом борту фюзеляжа.

Первый опытный экземпляр РАФ-11 был построен и испытан в 1938 году. 17 августа 1938 года РАФ-11-2-МГ-31Ф был зарегистрирован как СССР-Л2481 и закреплен за авиазаводом № 241. Хотя первый экземпляр расценивался как перетяжеленный, в целом РАФ-11 считали неплохим самолетом, поэтому хотели его строить серийно на заводе № 241 в Быково.

12 ноября 1939 года начальник Главного Управления ГВФ B.C.Молоков (тот самый Василий Сергеевич, который четыре года назад на самолете ПР-5 СССР-Н70 летал на Диксон) в своем письме на имя В.М.Молотова и А.И.Микояна осветил некоторые вопросы Гражданской авиации СССР. Во многом это письмо можно рассматривать как доклад о достижениях и план предстоящих усовершенствований «Аэрофлота». Нашлось в этом письме и место самолетам Рафаэлянца, в частности РАФ-11, о котором сказано было буквально следующее:

«Это тип деревянного, двухмоторного самолета для местных линий и коротких участков. Такие самолеты широко применяются за границей. Нам эти самолеты особо необходимы в окраинных республиках, в горных условиях, где большие самолеты применить чрезвычайно трудно. Один экземпляр такого самолета построен и показал неплохие результаты, но перетяжелен в производстве и сейчас в облегченном виде строится его дублер. Серийная постройка предположена на заводе № 241, где в настоящее время этот самолет заканчивается производством. Эта машина ценна тем, что будет сделана целиком из дерева. Моторы МГ-31 в настоящее время осваиваются в эксплуатации и приняты на заводе № 16 для освоения в серийное производство.»

В 1940 году был построен второй экземпляр (заводской № 2) двухмоторного пассажирского самолета А.Н.Рафаэлянца. Внешне он почти не отличался от первого экземпляра, назывался РАФ-11бис (РАФ-11/2). Был зарегистрирован 25 января 1941 года с опознавательным знаком СССР-Л3700. 24 августа 1941 года самолет был передан для последующей эксплуатации Наркомзему.

В период Великой Отечественной войны пассажирские РАФы продолжали эксплуатироваться. В 1943 году РАФ-11 (неизвестно какой — первый или второй экземпляр) летал в составе 6-го Отдельного авиаполка ГВФ.

ЛТХ:

Модификация: РАФ-11
Размах крыла, м: 15,00
Длина, м: 10,10
Площадь крыла, м2: 30,00
Масса, кг
-пустого самолета: 2500
-нормальная взлетная: 3720
Тип двигателя: 2 х ПД МГ-31
-мощность, л.с.: 2 х 300
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 289
-на высоте: 257
Крейсерская скорость, км/ч: 250
Практическая дальность, км: 1000
Скороподъемность, м/мин: 241
Практический потолок, м: 4200
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: 6 пассажиров.

1.Первый опытный РАФ-11.

Первый опытный самолет РАФ-11.

2.РАФ-11 на лыжном шасси. Вид спереди.

Первый опытный самолет РАФ-11.

3.РАФ-11 после аварийной посадки. Лето 1939 г.

РАФ-11 после аварийной посадки. Лето 1939 г.

4.РАФ-11бис на испытаниях. Зима 1940-41 г.г.

РАФ-11бис на испытаниях. Зима 1940-1941 гг.

5.РАФ-11 Аэрофлота. Рисунок.

РАФ-11. Рисунок.

7.РАФ-11 и РАФ-11бис. Схема 2.

РАФ-11 и РАФ-11бис. Схема.

6.РАФ-11. Схема 1.

РАФ-11. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
М-Хобби. Михаил Маслов. Лайнер тридцатых годов.