Проект пассажирского самолета «Гаккель.Х».

Разработчик: Я.М.Гаккель
Страна: СССР
Проект 1922 г.0.Гаккель.Х

Одним из первых в послереволюционной Советской России к теме пассажирских самолетов обратился пионер авиации Яков Модестович Гаккель. В период 1910-1912 годов он построил девять летательных аппаратов, семь из которых вполне успешно летали. В дальнейшем, по причине недостатка средств, Гаккель был вынужден прекратить деятельность в авиастроительстве. Известно, что позднее, он, инженер-электрик по образованию, занимался созданием тепловозов и электровозов и достиг в этой области несомненных успехов, став и в этой новой для России области техники первопроходцем. Однако был период, когда Яков Модестович надеялся продолжить свои работы в авиации, причем надежды свои связывал с созданием аппаратов для Гражданского воздушного флота.

Еще в 1921 году он разрабатывает проект пассажирского триплана на 25-30 человек, затем готовит схемы пятимоторного триплана и подобного четырехплана. Наиболее обстоятельной работой Гаккеля этого периода явился проект трехмоторного самолета, обозначенный конструктором как «Самолет пассажирский тип X». В пояснительной записке к проекту, датированной 23.VI.1922 г. и направленной от лица профессора Гаккеля для рассмотрения в комиссию Главвоздухфлота указывалось:

«Предлагаемый тип самолета — биплан — разработан после рассмотрения ряда вариантов. Мы остановились на нем вследствие выяснившихся преимуществ перед другими, — писал Я.М.Гаккель в пояснительной записке.
— Основу самолета составляет ромбовидное тело (фюзеляж) с закрытой кабиной для 15 пассажиров. Перед пассажирской кабиной расположено помещение пилота и механика… В носовой части самолета установлен центральный мотор. Два других подвешены симметрично по обеим сторонам, на высоте центрального мотора, между крыльями. Расстояние между осями боковых моторов составляет 5 м, они снабжены толкающими пропеллерами».
Далее следует обоснование первого несомненного преимущества перед всеми прочими нового самолета: оно заключается в том, что Гаккель сумел превратить боковые двигатели в силовые стойки, поддерживающие крылья.
Он пишет: «Конструкция, поддерживающая боковые моторы, является вместе с тем связью между крыльями биплана. Таким образом, свободно-несущие крылья начинаются лишь от моторов и при размерах крыльев в 22 метра свободные крылья получились бы длиною по 8,5 м».
Гаккель поясняет, что такая конструктивная находка позволила уменьшить поперечное сечение крыльев, увеличить их жесткость, уменьшить вибрацию крыльев в полете, менять их установочный угол и противодействовать короблению.
«Это соединение является новой, оригинальной конструкцией, которую мы называем «двойной кронштейн»…» На двух страницах он приводит расчеты и схемы, подтверждающие преимущества «двойного кронштейна» и размеры главных частей самолета:
размах крыльев — 22 м;
расстояние между крыльями — 2,1 м;
наибольшая толщина — 0,5 м;
площадь крыльев — 105 м2;
установочный угол нижнего крыла — 5°;
площадь стабилизатора — 8 м2;
площадь киля — 3,5 м2;
длина самолета — 15 м;
высота — 4,2 м.

Крылья Гаккель намеревался обшить 5-миллиметровой ольховой фанерой, все другие части — 3-миллиметровой. Интересно, что для уменьшения вредного сопротивления он подробно описал технологию обработки обшивки: фанера полируется, покрывается вареной олифой, после высыхания крепится латунными шурупами, затем шпаклюется, зачищаются стыки, затем самолет окрашивается два раза масляной краской и наконец покрывается масляным лаком. (Эта часть описания, вероятно, будет интересна самодельщикам).
Под полом кабины пилота и механика Гаккель поместил бензиновые баки емкостью в 1360 литров и масляные баки. Обзор из кабины пилота был хороший.

Как видим, самолет Гаккеля был достаточно комфортабелен для 1922 года, когда он проектировался, по сравнению с другими, обслуживающими авиалинии Франции, Италии и Англии. Самолет мог выполнять 8-часовой полет со скоростью 160 км/ч.

Заканчивалась объяснительная записка вариантами выбора силовой установки и подсчетом весов для различных вариантов полета: «Как выяснилось из аэродинамического подсчета — для выполнения задания восьмичасового полета со скоростью 160 км/час при 6 человеках команды или при 4-х часовом полете при 14 человеках (2 летчика и 12 пассажиров) потребуется мощность всех моторов в 650 л.с. Эту мощность мы разбиваем на три мотора: берем головной мотор Роллс-Ройс в 360 л.с. и два боковых БМВ по 185 л.с, т.е. всего 730 л.с.» Вес пустого самолета получался по расчетам 3070 кг, полетный вес 4500 кг. Полезный груз — 1400 кг.

Далее Гаккель пишет, что, хотя труды профессора Н.Е.Жуковского, А.Г.Эйффеля и Г.А.Ботезата дают возможность определить расчетную максимальную скорость его самолета, он тем не менее путем сравнения характеристик с самолетами Фоккера, Юнкерса, Дорнье и Кертиса вычисляет наиболее вероятную максимальную скорость «Гаккеля Х», равную 203 км/ч. После чего он заключает:
«Отсюда видим, что расчет сделан нами не только осторожно, но с таким запасом, что можно ожидать от проектируемого нами самолета выполнения более тяжелых заданий, чем поставленные нами себе вначале. Профессор Я.Гаккель, 15 июля 1922 года.»

1-gakkel-h-risunok

Гаккель.Х. Рисунок.

2.Гаккель.Х. Чертеж.

Гаккель.Х. Чертеж.

Проект самолета Гаккеля создавался в период всеобщего интереса к гражданской авиации, он также совпал с появлением в России различных (прежде всего немецких) обществ, стремящихся получить исключительное право на организацию воздушных сообщений. Очевидно, поэтому Я.М.Гаккель предлагал (в частности, инженеру Б.Н.Воробьеву) основать свое акционерное общество по производству и эксплуатации задуманного самолета. Впрочем, в 1922 году для постройки такого затратного пассажирского самолета попросту не имелось средств, поэтому дальнейшего развития он не получил.

Я.М.Гаккель намеревался передать для публикации и другие свои разработки: быстроходного глиссера, учебно-спортивного самолета «Гаккель.XI», авиетки «Муха», гидросамолета, — но они случайно попали в другие руки и пропали бесследно…

Проект авиетки «Муха».

Проект авиетки «Муха»

.

.

Список источников:
Михаил Маслов. Проект пассажирского самолета Я.М. Гаккеля.
Николай Непомнящий. 100 великих загадок русской истории. Пропавшая рукопись инженера Гаккеля.