Санитарный самолет К-3.
Разработчик: Калинин
Страна: СССР
Первый полет: 1927 г.
Следующему самолету, построенному КБ К.А.Калинина в 1927 году и получившему индекс К-3, суждено было стать первым в истории отечественной авиации специализированным транспортным средством — воздушной «скорой помощью».
«Санитарка» — так ласково окрестили машину конструкторы — строилась по заказу Российского Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Непосредственную разработку проекта вел А.Н.Грацианский, который держал постоянный контакт со специалистами-медиками. Требования к будущему самолету предъявляли самые жесткие: обеспечение срочной медицинской помощи больным и тяжелораненым непосредственно на месте их нахождения с дальнейшей транспортировкой в ближайшие лечебные пункты.
Каким быть санитарному самолету? Потребность в нем возникает всегда неожиданно — отсюда необходимость постоянной готовности его к полету. Срочность оказания медицинской помощи диктует необходимость посадки в непосредственной близости от больного или раненого. В этом случае возможно использование неподготовленных площадок, что накладывает большие ограничения на посадочную скорость, пробег и разбег, а также прочность шасси.
В свою очередь, тяжелое состояние больных, транспортируемых самолетом, предполагало создание некоторого комфорта для их размещения с возможностью оказания необходимой медицинской помощи непосредственно в полете.
Уже на стадии эскизного проектирования Калинину стало ясно, что эксплуатационные возможности, заложенные в конструкцию серийного самолета, вполне удовлетворяют придирчивых медиков. А вот с компоновкой санитарного отсека кабины пришлось поводиться. Куда и как заносить носилки? Где их пристроить в полете? Как посадить врача и разместить медицинское оборудование?
Вариант за вариантом перебирали молодые инженеры, но приемлемого решения все не было. «И вот однажды утром, — вспоминает А.Н.Грацианский, — едва переступив порог КБ, я поспешил к Константину Алексеевичу: так сильно было желание показать еще один вариант. Дверь в салон я предлагал удлинить в горизонтальном направлении и расположить в хвостовой части фюзеляжа. А носилки крепить к специальным подвескам системы доктора А.Ф.Лингарта — старшего врача военно-санитарной службы РККА…
Главный глянул, минуту-другую поразмыслил и вынес «приговор»: — Что ж, это, кажется, именно то…»
В результате дружной и напряженной работы уже через месяц-в июне 1927 года-представители Красного Креста и Военно-санитарного управления рассмотрели и утвердили законченный проект самолета К-3.
«Санитарка» получила традиционное высокорасположенное эллиптическое крыло и отработанный фюзеляж форменной стальной конструкции. Причем Калинин решает опять вернуться к деревянному крылу — легкому, прочному и очень удобному при ремонте.
Размеры и внешние очертания санитарной машины сохранились те же, что и у предыдущей модели, хотя сама конструкция «похудела» на 80 кг. Это позволило увеличить полезную нагрузку самолета и заметно улучшить его скороподъемность.
Просторная и светлая кабина, кроме пилота и бортмеханика, вмещала носилки, устанавливаемые в два яруса, и одного врача. Носилки с больным подавались в санитарный отсек через длинный прямоугольный люк в левом борту фюзеляжа, а затем крепились.
Врач располагался в ногах больного на удобном складном кресле. За его спиной имелся шкафчик с медикаментами и баллон с воздухом. В углу поставили бачки с холодной и горячей водой и сливную раковину.
Стенки кабины обшивались теплым звукопоглощающим войлоком с подогревом от двигателя. Сама кабина проветривалась двумя вентиляторами, а в проходе разместили плафоны электроосвещения. Пол и все устройства санитарного отсека позволяли регулярно проводить тщательную очистку и дезинфекцию.
Полезная нагрузка при четырехчасовом запасе топлива составляла 340 кг.
В начале декабря 1927 года установленная на лыжи «санитарка» своим ходом прибыла в Москву. На Центральном аэродроме самолет совершил несколько полетов с представителями санитарных служб, продемонстрировав легкий взлет и посадку, отличные устойчивость и управляемость в полете. Особое восхищение вызывал санитарный отсек. «Самолет К-3,— писал журнал «Авиация и химия»,- является большой победой советской авиационной техники.»
Высокие качества машины подтвердили государственные испытания в НИИ ВВС. К-3 с полной нагрузкой развил среднюю скорость полета свыше 150 км/ч и, что было очень важно, показал расчетные взлетно-посадочные характеристики.
4 марта 1928 года К-3 в составе эскадрильи «Наш ответ Чемберлену» был торжественно передан представителям Воздушного Флота на Центральном аэродроме в Москве. Самолету присвоили наименование «РОКК-1», определив место службы в транспортно-экспедиционном пункте управления санитарной службы. В 1928-1930 годах на нем доставили в больницы из труднодоступных районов 30 человек. Тогда это расценивалось как большое достижение.
ЛТХ:
Модификация: К-3
Размах крыла, м: 16,70
Длина самолета, м: 11,25
Высота самолета, м: 2,80
Площадь крыла,м2: 40,00
Масса, кг
-пустого самолета: 1560
-максимальная взлетная: 2300
Тип двигателя: 1 х ПД «BMW-IV»
-мощность, л.с. 1 х 240
Максимальная скорость, км/ч: 170
Крейсерская скорость, км/ч: 140
Практическая дальность, км: 730
Практический потолок, м: 880
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: 1 врач и 2-е лежачих больных или 4-ро сидячих.
Санитарный самолет К-3.
Санитарный самолет К-3 на лыжном шасси.
Санитарный самолет К-3 на лыжном шасси.
Санитарный самолет К-3 на лыжном шасси.
Санитарный самолет К-3 в составе эскадрилии «Наш ответ Чемберлену».
К.А.Калинин (слева) возле К-3 во время отработки погрузки раненых на самолет К-3.
К-3. Рисунок.
Проекции К-3. Рисунок.
Компоновочная схема К-3.
К-3. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Моделист-Конструтор. В.Савин. Самолеты марки «К».
ХГАПП. Харьковский авиационный завод: История, современность, перспективы.