Гоночные автомобили ОКБ О.К.Антонова.

ОКБ О.К.Антонова известно всему миру своими военно-транспортными, пассажирскими самолетами и спортивными планерами, которые строились крупной серией и эксплуатировались во многих странах мира. Мало кому известно, что у авиационного ОКБ, были весьма оригинальные несамолетные разработки. Одной из таких разработок стал спортивный гоночный автомобиль «Киев-Спорт», созданный в 1959 году.

Гоночный автомобиль ОКБ О.К.Антонова «Киев-Спорт». 1959 г.

Спортивный автомобиль был создан под руководством инженера-конструктора ГСОКБ-473 Ю.Л.Земцова. Несущий силовой каркас был сделан в виде пространственной рамы из тонкостенных стальных труб. Для облегчения конструкции кузов изготовили из авиационной дюрали, применив клепание для соединения листов дюрали между собой. Основные узлы и агрегаты были взяты с серийных автомобилей «Москвич-407» и ГАЗ-21. Использовали и авиационные детали такие, как лючки заливных горловин и габаритные огни.

В 1959 году был собран первый экземпляр, который оснастили двигателем от «Москвич-407», мощностью 70-75 л.с. Первый «Киев-Спорт» имел закрытый кузов с открывающимися вверх по типу «крыло чайки» дверьми. В 1959 году на данном автомобиле участвовал в гонках его создатель Ю.Л.Земцов. Автомобиль имел гоночный номер «79».

Гоночный автомобиль ОКБ О.К.Антонова «Киев-Спорт» с № 79.

Гоночный автомобиль ОКБ О.К.Антонова «Киев-Спорт» с № 79.

В 1960 году было создано еще два спорт-кара. Один из них претерпел значительные изменения такие, как открытый кузов и двигатель от ГАЗ-21, мощностью 90 л.с. В 1960 году именно на этом автомобиле с гоночным номером «76», Виктор Лихацкий стал серебряным призером чемпионата УССР по шоссейно-кольцевым гонкам.

В 1961-1962 годах все три автомобиля «Киев-Спорт» участвовали в гонках. Спорткары пилотировали: Ю.Земцов, А.Аргентов и А.Невзгляд. К большому сожалению, они не добились заметных успехов. С 1962 года эти автомобили больше в гонках не участвовали. До недавнего времени считалось, что эти уникальные машины были безвозвратно потеряны. Благодаря поискам Мастерской Евгения Шаманского и Автомобильного Архивного Фонда Владимира Киреева последнюю сохранившуюся уникальную машину удалось найти. Открытый автомобиль с двигателем ГАЗ-21 был приобретен в 2011 году у самого Виктора Лихацкого. Машина досталась в весьма потрепанном виде. Именно на этом автомобиле в 1960 году Лихацкий завоевал серебряный кубок, который также сохранился.

Спорт-кар ОКБ Антонова с двигателем от ГАЗ-21.

В марте 2013 года последний сохранившийся «Киев-Спорт» был представлен на выставке «Олдтаймер галерея Ильи Сорокина» в международном выставочном центре «Крокус Экспо» в Москве. Легендарный спорткар, был выставлен в том виде, в котором его нашли. Несмотря на плачевное состояние, на автомобиле можно разглядеть остатки его спортивной окраски со стартовыми гоночными номерами «4». В таком «Киев-Спорт» был представлен не случайно, как автомобиль, который требует реставрации, а именно в качестве совместного реставрационного проекта Владимира Киреева и Сергея Симонова. Остается ждать, когда реставрация будет закончена и уникальный спорткар будет представлен зрителю в том виде, в котором он вышел из цеха ГСОКБ-473 в 1960 году.

В ожидании реставрации…

В заключение остается добавить, что французский журнал «L’annee automobiles» подписал фотографию «Киев-Спорт», как «самый элегантный русский спорткар», с чем сложно не согласиться.

Юрий Дорошенко.

Источник.