Легкий транспортный самолет Ан-2 Лыжный.

Разработчик: ОКБ Антонова
Страна: СССР
Первый полет: 1952 г.0.Ан-2 Лыжный

В апреле 1952 года успешно завершились испытания Ан-2 на лыжном шасси. Дюралюминиевые прямоугольные в плане лыжи были впервые снабжены тормозами гребенчатого типа с пневмо-управлением. Благодаря этому управляемость Ан-2 на лыжах практически не изменились по сравнению с машиной на колесном шасси. Главной проблемой, затруднявшей применение таких самолетов, стало примерзание полозьев лыж к снежному насту на стоянке. Для борьбы с этим недостатком был изготовлен и прошел испытания образец лыжи с электрообогреваемым полозом. Однако серийно выпускались лыжи польской разработки, к полозу которых была приклеена полиэтиленовая накладка толщиной 4 мм. Эта конструкция полностью не исключала примерзание и к тому же, полиэтилен трескался и разрушался. Поэтому в августе 1970 года в Польше был построен новый полярный вариант Аn-2РК с подогревом лыж.

В 1950 году О.К.Антонов принял заказ Управления Полярной авиации на оборудование Ан-2 для работы в Арктике, а в Новосибирск прибыл полярный летчик М.Н.Каминский, который выдвинул к самолету ряд новых требований. Четвертая машина нулевой серии была доработана путем установки автономного источника электроэнергии, бензиновой обогревательной печи для отопления салона и подогрева двигателя, оборудования дополнительных рабочих мест штурмана и радиста. Этот Ан-2 оснастили якорем, стремянкой, заправочными бочками и другим необходимым в Арктике инвентарем. В случае вынужденной посадки экипаж этого самолета мог, сидя внутри, в тепле, переждать многодневную пургу, поддерживая радиосвязь с базой.

Каминский взял на себя нелегкую задачу внедрения Ан-2 в Заполярье. Он понимал, что если у него ничего не получится, то рухнет карьера и его и самолета. Боевая троица — сам Каминский, бортмеханик М.Чагин и неизменный представитель ОКБ А.Эскин — проделала на этом Ан-2 фантастически сложные и рискованные полеты по Арктике и Чукотке общей протяженностью 30 тыс. км, выполнив более 100 посадок на выбранные с воздуха площадки. Еще два Ан-2 (№10047304 и №10147301) Полярной авиации с 15 июня по 26 ноября 1950 года по заданию Главсевморпути налетали более 400 часов каждый. Несмотря на суровые метеоусловия и обледенение, самолеты работали практически безотказно.

Со временем широкое применение Ан-2 привело к подлинному перевороту в освоении крайних широт страны. Каминский говорил: «Знаете ли, что такое культурная революция на Севере? Это советская власть плюс авиация. А северная авиация без Ан-2, как левша без левой руки.» Другой полярный летчик М.А.Колесников, характеризуя расширение применения Ан-2 на Таймыре, добавил: «Теперь каждый день нам дают самые неожиданные задания: где-то в дальнем становище медведь набросился на пастуха, и пострадавшего срочно надо доставить в районную больницу; где-то в верховьях речонки застрял катер, и механику нужна какая-то деталь. Всюду летают наши самолеты. Поиск оленьих стад, высадка в горы геологов, астрономов, доставка почты и продуктов полевым поисковым партиям — все это возложено на нас.»

Ан-2 стали непременными участниками научно-исследовательских экспедиций в Арктике и Антарктике. Первая «Аннушка» появилась там во время работы станции «СП-4» (1954-1957 гг.). Пилотируемая П.К.Ошурковым, она за несколько рейсов доставила полярникам большое количество грузов. Однажды льдина разломилась, причем трещина прошла точно под лыжами самолета. Машину удалось спасти только благодаря хладнокровию и мастерству экипажа. В период организации станции «СП-5» (1955-1956 гг.) в условиях полярной ночи Ан-2 под управлением М.Н.Каминского совершил 200 полетов и доставил в расположение лагеря 80 т грузов.

Ан-2 также входили в так называемые «прыгающие» авиаотряды, основная задача которых заключалась в создании посадочных баз для более тяжелых самолетов. Обычно в апреле-мае с помощью Ан-2 по маршруту будущего перелета такой машины (например, Ил-14) на промежуточные посадочные точки забрасывалось топливо в бочках и другие материалы. В 1989 году Ан-2 обеспечили всем необходимым ледовые аэродромы для самолета Ан-74, на котором осуществлялась авиационная поддержка трансарктической лыжной экспедиции СССР-Канада под руководством Дмитрия Шпаро.

В 1955 году на ледовый континент отправилась первая советская антарктическая экспедиция (САЭ). Ее авиаотряд возглавил бывалый полярный летчик Герой Советского Союза И.И.Черевичный. 5 января 1956 года флагманское судно экспедиции дизель-электроход «Обь» приблизилось к Антарктиде, Ан-2 был выгружен на лед, собран и облетан. Летчик А.А.Каш совершил на нем первый рекогносцировочный полет с целью поиска места для строительства станции «Мирный» и нашел его в районе островов Хасуэлл. Затем Ан-2 отравился к южному геомагнитному полюсу Земли, где также собирались строить научную станцию. Преодолев примерно 400 км на юг, экипаж в составе А.А.Каша, штурмана М.М.Кириллова, бортмеханика М.И.Чагина и бортрадиста А.И.Челышева осуществил посадку на покрытую застругами поверхность материка на высоте около 3500 м над уровнем моря при морозе около 30°С. В одном из последующих полетов к востоку от «Мирного» был обнаружен скалистый, почти свободный от снега и льда участок размерами 50 на 20 км. В этом интересном для науки районе создали научную станцию «Оазис».

Во 2-ю САЭ (1956-1957 гг.) входил авиаотряд, которым руководил легендарный летчик И.П.Мазурук. Вместе с А.С.Поляковым он 18 марта 1957 года впервые на Ан-2 осуществил посадку на вершину айсберга. В авиаотряд 3-й САЭ (1957-1958 гг.) вошли три антоновские машины, командирами которых были М.Н.Каминский, А.Карелин и К.Ф.Михаленко (известны серийные номера двух из них: № 16847310 — борт Н-619 и № 16847309 — борт Н-620). Постоянной базой отряда было судно «Обь», с которого на припайный лед сгружались самолеты, затем выполнялись исследовательские полеты вдоль побережья и грузовые рейсы на научные станции. Однажды во время шторма льдина возле корабля разломилась, и Ан-2 летчика Михаленко провалился под лед. Обошлось без жертв, но самолет был потерян.

В последующие годы «Аны» продолжали нести воздушную вахту на ледовом континенте. Нередко летчикам приходилось проявлять подлинное мастерство и незаурядное мужество. Например, в начале 1973 года дизель-электроход «Обь», доставивший смену зимовщиков станций 17-й САЭ, был затерт льдами и лег в дрейф. Возникла реальная угроза гибели судна. В район дрейфа «Оби» направили дизель-электроход «Наварин», на борту которого находилась авиагруппа во главе с летчиком А.К.Кошманом в составе одного Ми-2, двух Ми-8 и одного Ан-2. После выгрузки на лед и сборки авиатехники отважные экипажи сняли с «Оби» 57 человек и 6 т груза, затем выполнили смену зимовщиков на станциях «Молодежная» и «Мирный».

Однако времена меняются. В последние годы побывавшие на российских антарктических станциях с тревогой и болью рассказывали об опустевших посадочных площадках и настоящих кладбищах самолетов и вертолетов рядом с ними. Среди брошенных машин есть и Ан-2, на фюзеляжах которых еще можно разглядеть символическую фигурку пингвина — крылатой, но не способной летать птицы. И кто только придумал столь печальную эмблему для работавших в Антарктиде самолетов? Лишь в феврале 2003 года пришла обнадеживающая весть: дизель-электроход «Академик Федоров» в рамках 48-й антарктической экспедиции доставил на ледовый континент два Ан-2, которые уже проложили трассу длиной 1000 км между станцией «Новолазаревская» и японской станцией «Сва».

ЛТХ:

Модификация: Ан-2
Размах крыла, м: 18,18
Длина самолета, м: 12,74
Высота самолета, м: 4,68
Площадь крыла, м2
-верхнего: 43,55
-нижнего: 27,96
Масса, кг
-пустого самолета: 3400
-максимальная взлетная: 5250
Тип двигателя: 1 х ПД АШ-62ИР
-мощность, л.с.: 1 х 1000
Максимальная скорость, км/ч: 250
Крейсерская скорость, км/ч: 185
Практическая дальность, км: 2000
Практический потолок, м: 4500
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: 12 пассажиров или 1300 кг груза.

 

1.Взлёт Ан-2 на лыжах.

Взлёт Ан-2 на лыжах.

2.Ан-2 Лыжный взлетает.

Ан-2 Лыжный взлетает.

3.Ан-2 Лыжный на взлете.

Ан-2 Лыжный на взлете.

5.Выгрузка Ан-2 с борта судна на лед.

Выгрузка Ан-2 на лыжах с борта судна на лед.

6.Ан-2 в Антарктиде.

Ан-2 на лыжах после выгрузки на лед.

7.Ан-2 Лыжный. Рисунок.

Ан-2 Лыжный. Рисунок.

8.Ан-2 Лыжный Полярной авиации. Рисунок.

Ан-2 Лыжный Полярной авиации. Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Николай Якубович. Все самолеты О.К.Антонова.
Авиация Время. Вячеслав Заярин, Константин Удалов. Летающий везде, где есть небо.
Авиация и Время. Е.Шахатуни Ан-2: начало биографии.
Крылья Родины. Николай Якубович. Самолет многих поколений: О долгожителе Ан-2 и его модификациях.