Сельскохозяйственный самолет Ан-2СХ.
Разработчик: ОКБ Антонова
Страна: СССР
Первый полет: 1952 г.
Сельскохозяйственный Ан-2СХ отличался наличием сельхозоборудования, состоящего из химбака емкостью 1400 л и туннельного распылителя для сыпучих веществ, либо опрыскивателя с подкрыльевыми штангами для жидких химикатов. Для размельчения сыпучих химикатов в баке находилась мешалка с приводом от верхнего ветряка. Для работы опрыскивателя под фюзеляжем установлен насосный агрегат с ветряком. Загрузка бака порошкообразными веществами производится через два люка на верху фюзеляжа, а жидкими — через штуцер, смонтированный на левом борту. Управление сельхозоборудованием осуществляется ручкой (на самолетах выпуска до 1955 г.) или пневмокраном (на самолетах выпуска после 1955 г.). Ан-2СХ строились серийно в СССР, Польше (под обозначением An-2R — rolnicza) и Китае (Y-5B).
В феврале 1953 года в Херсонской и Николаевской областях прошел эксплуатационные испытания эталонный образец Ан-2 с новым сельхозоборудованием. Их выполнили летчик 92-го авиаотряда А.К.Швец и представители ОКБ-153: ведущий инженер по летным испытаниям А.Ю.Маноцков и ведущий по сельхозаппаратуре А.П.Ефремов. Ан-2СХ были запущены в производство с первой машины 37-й серии.
В 1954 году с целью улучшения поедания травы животными Ан-2СХ подсолили 680 га лугов в Архангельской области. Сколь не дико это звучит в наше время, но для повышения урожайности и ускорения созревания хлопчатника на опытных полях Узбекистана выполнялась их обработка радиоактивными веществами. В те же годы Ан-2СХ были впервые задействованы в борьбе с вредителями садов и виноградников в Молдавии и Грузии. В 1958 году с помощью Ан-2СХ боролись с сорняками льна в Ивановской и Ярославской областях, а в 1961 году 9 Ан-2СХ обработали 119 тыс. га полей гороха в Винницкой области, защитив их от опасного вредителя — гороховой зерновки.
Более широкое применение Ан-2СХ, особенно в осенне-весенний период, сдерживалось зависимостью от погодных условий — используемые ими грунтовые площадки часто раскисали. Поэтому в стране началось строительство т. н. межколхозных аэродромов с твердым покрытием. Первый такой аэродром был построен в 1967 году в Чаплинкском районе Херсонской области. А к концу 1971 года на Украине уже эксплуатировалось свыше 200 площадок для Ан-2 с искусственным покрытием.
В 1954-1956 годах для освоения целинных и залежных земель Казахстана и Сибири были направлены Ан-2СХ нескольких управлений ГВФ. Во многом благодаря их использованию на АХР по уничтожению сорняков было успешно освоено около 36 млн. га новых земель и получены сотни тысяч пудов дополнительного урожая. Кроме того, Ан-2 доставляли в эти районы людей и грузы. Например, в 1954 году экипажи Барнаульского подразделения авиации спецприменения перевезли в колхозы и совхозы Алтая свыше 300 т различных грузов, в т.ч. запчасти к тракторам и комбайнам. В годы целинной эпопеи Ан-2 превратился в полноценный административный самолет, к услугам которого прибегало все партийное и хозяйственное руководство республики.
Ан-2СХ нашел также разнообразное применение в лесном хозяйстве. Например, в 1952 году якутские авиаторы определяли очаги размножения вредителей и участки с заболевшими деревьями. В 1955 году с целью сохранения ценных пород древесины Северное территориальное управление ГВФ очищало леса от зарослей кустарника в Эстонской и Карело-Финской республиках, Коми АССР, Ленинградской, Псковской, Вологодской и Архангельской областях на площади более 10 тыс. га. Там же Ан-2СХ применялись для рассеивания семян сосны, ели и лиственницы на лесных вырубках. На следующий год в зоне будущего Сталинградского моря эти машины участвовали в уничтожении кустарника. Десятки лет сотни аэрофлотовских Ан-2 во всех районах страны несли патрульную службу, оберегая леса от пожаров. Например, в 1977 году в лесах Калининской области России с «Аннушек» было обнаружено 36 очагов пожара на площади 3,5 млн. га.
В 1952 году был создан Ан-2СХ с АПО (авиационный противопожарный опрыскиватель), который имел расход огнегасящей жидкости от 50 до 200 л в секунду. АПО состоял из сельхозбака, сливного сопла, баллона со сжатым воздухом (давление — 50 атм) и др. аппаратуры. Он выбрасывал жидкость вниз со скоростью не менее 30 м/с, что гарантировало ее прохождение сквозь горячие восходящие потоки воздуха и достижение зоны горения. Летные испытания системы показали, что пожары можно успешно локализовывать, прокладывая заградительные полосы огнегасящей жидкостью с высот не более 50 м. В 1954 году на Киевском авиазаводе АПО оборудовали 5 Ан-2СХ, которые рассредоточили по нескольким управлениям ГВФ. Ввиду малой эффективности одиночного применения вскоре их стали использовать как транспортные самолеты.
ЛТХ:
Модификация: Ан-2СХ
Размах крыла, м
-верхнего: 18,18
-нижнего: 14,2
Длина самолета, м: 12,74
Высота самолета, м: 4,68
Площадь крыла, м2
-верхнего: 43,55
-нижнего: 27,96
Масса, кг
-пустого самолета: 3400
-максимальная взлетная: 5250
Тип двигателя: 1 х ПД АШ-62ИР
-мощность, л.с.: 1 х 1000
Максимальная скорость, км/ч: 236
Крейсерская скорость, км/ч: 168
Скорость при авиахимических работах, км/ч: 136-160
Практическая дальность, км: 1 550
Длина разбега, м: 105
Длина пробега, м: 140
Практический потолок, м: 4500
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: бак 1400 л
Ан-2СХ с подкрыльевыми штангами для жидких химикатов.
Ан-2СХ с подкрыльевыми штангами для жидких химикатов.
Заправка химикатами Ан-2СХ с туннельным распылителем для сыпучих веществ.
Заправка химикатами Ан-2СХ с туннельным распылителем для сыпучих веществ.
Ан-2СХ с туннельным распылителем для сыпучих веществ.
Ан-2СХ с опытным оборудованием ультрамалообъемного опрыскивания.
Ан-2СХ в полете.
Ан-2СХ на сельхозработах.
Ан-2СХ на сельхозработах.
Самолеты Ан-2СХ на стоянках.
Противопожарный Ан-2СХ с АПО.
Противопожарный Ан-2СХ с АПО.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Николай Якубович. Все самолеты О.К.Антонова.
Авиация и Время. Е. Шахатуни Ан-2: начало биографии.
Крылья Родины. Николай Якубович. Самолет многих поколений: О долгожителе Ан-2 и его модификациях.
Авиация Время. Вячеслав Заярин, Константин Удалов. Летающий везде, где есть небо.