Среднемагистральный пассажирский самолет Ил-16 (второй).

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Проект 1955 годаil-16-vtoroj

Несмотря на массовость использования и огромную популярность самолета Ил-14, к середине 1950-х годов уже потребовались новые, более совершенные самолеты, обладающие значительно большей пассажировместимостью и скоростью полета. Такую возможность мог предоставить только реактивный двигатель, уже полностью освоенный в военной авиации. В конструкторских бюро А.Н.Туполева, O.K.Антонова и С.В.Ильюшина по заданиям Правительства развернулись проектные работы по определению основных параметров будущих реактивных машин, а вот направление этих работ к общей заданной цели оказалось различным. Первые два из этих коллективов, стараясь выиграть время, пошли по пути переделки своих уже серийно выпускавшихся военных самолетов Ту-16 и Ан-8 в транспортные машины, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов на линиях Аэрофлота.

И только ОКБ С.В.Ильюшина твердо отстаивало концепцию специализированного пассажирского самолета, способного предоставить пассажирам максимум безопасности и комфорта в полете, а ГВФ приемлемую экономическую эффективность его использования. В самом конце 1954 года начинаются проработки конструкции такого пассажирского самолета, получившего обозначение Ил-16. Не надо путать наименование этой машины с построенным в 1945 году опытным штурмовиком Ил-16. В ОКБ С.В.Ильюшина вновь проектируемым самолетам довольно часто присваивались номера созданных ранее и не строившихся в серии предшественников.

На новой машине предусматривалось использование четырех турбореактивных двигателей конструкции А.А.Микулина АМ-11, имеющих взлетную тягу по 3750 кг и расположенных в корневой части крыла рядом с фюзеляжем. Задание предусматривало перевозку 40-45 пассажиров на дальность 1600 км со скоростью до 800 км/ч с высокой степенью надежности и безопасности полета. После выхода в апреле 1955 года постановления Правительства о создании скоростного магистрального пассажирского самолета Ил-16 в ОКБ развернулись работы по выпуску конструкторской документации. Однако первые успешные полеты пассажирского самолета Ту-104, на разработку которого было затрачено гораздо меньше времени, заставили ГВФ отказаться от сделанного заказа. Последнюю точку 30 ноября поставило новое решение Правительства о прекращении всех работ по этой машине, несмотря на то, что к этому моменту было готово 80% всех чертежей. Надо отметить, что и в ОКБ А.Н.Туполева был создан подобный самолет — Ту-110 с четырьмя двигателями АЛ-7, тоже не вызвавший интереса у Заказчика.

il-16-vtoroj-shema

Ил-16 (второй). Схема.

.

.

Список источников:
Жуурнал «Авиация и космонавтика» № 10 за 2014 г.