Летающая лаборатория Ил-18ЛЛ.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: Россия
Первый полет: 1958 г.

31 марта 1958 года данный самолет Ил-18А заводской № 188000201 с опознавательным знаком СССР-Л5821 был выпущен ММЗ «Знамя Труда», носившим тогда наименование «предприятие п/я 2402». 18 апреля 1958 года новый авиалайнер поступил в ГУ ГВФ в Московское управление транспортной авиацией (МУТА), в 65й авиационный отряд, который базировался в аэропорту Внуково. Изначально самолет был оборудован двигателями НК-4. 8 мая 1958 года, самолет был зарегистрирован в реестре воздушных судов СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-75637. По непонятным причинам он не был нанесен на фюзеляж самолета.

27 мая 1958 года, согласно распоряжению Совета Министров № 1417-656 от декабря 1957 года, самолет был передан Государственному комитету Совета Министров по авиационной техники в ЛИИ им. М.М.Громова для нужд авиационной промышленности. В сентябре 1959 года авиалайнер обрел новые двигатели АИ-20. В ЛИИ самолет был переоборудован в летающую лабораторию по исследованию противообледенительных систем, разрабатываемых для других самолетов.

На Ил-18 перед центральной секцией крыла установили большой круглый коллектор водораспыла с форсунками на специальных раскосах. На фюзеляже разместили плоскую площадку, куда монтировались испытуемые стенды противообледенительной системы — ПОС. Внутри фюзеляжа установили специальный бак для воды и испытательное оборудование. На данной летающей лаборатории исследовали эффективность работы противообледенительной системы новой авиатехники. В 1965 году на ней была испытана ПОС самолета Ил-62.

В 1967 году самолет Ил-18ЛЛ прошел первый капитальный ремонт на Быковском АРЗ. Вероятно, после прохождения ремонта самолет наконец-то обрел, данный ему в мае 1958 года опознавательный знак СССР-75637. В начале 1970-х годов Ил-18 переоборудовали для отработки аппаратуры для самолетов СИП (Ил-18РТ). В 1974 году самолет прошел второй капитальный ремонт на Быковском АРЗ. В дальнейшем его списали и разобрали на лом на территории ЛИИ. Налет СНЭ был 4237 часов, а всего самолет совершил 3929 посадок.

В конце 70-х годов на замену Ил-18ЛЛ ПОС в ЛИИ им. М.М.Громова пришел Ан-12БК CCCP-48974 (з/н 6344510), позже перекрашенный в цвета ВВС и получив бортовой номер «10 красный».

В 1992 году на Мосаэрошоу был впервые продемонстрирован еще один вариант летающей лаборатории- Ил-18ЛЛ, созданный в ЛИИ им. М.М.Громова на базе самолета Ил-18Д и предназначенный для исследования окружающей среды. Комплекс аппаратуры, установленный на самолете в переднем и заднем подфюзеляжных обтекателях и в фюзеляже, позволяет проводить исследования, связанные с контролем акваторий и водоводных систем, инвентаризацией и типизацией лесов и болот, оценкой состояния почв, грунтов, растительного покрова, определением водозапаса облаков, динамики границ снежников и ледников, морских льдов, выявлением последствий стихийных или техноземных катастроф. На самолетах Ил-18ЛЛ обрабатывались также новейшие РЛС для боевых самолетов.

ЛТХ:

Модификация: Ил-18А (Ил-18Д)
Размах крыла, м: 37,42
Длина самолета, м: 35,90
Высота самолета, м: 10,17
Площадь крыла, м2: 140,0
Масса, кг
-снаряженного самолета: 33760
-максимальная взлетная: 64000
Тип двигателя: 4 х ТВД АИ-20М
-мощность, л.с.: 4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч: 685
Крейсерская скорость, км/ч: 610
Практическая дальность, км: 6500
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 5.

Летающая лаборатория Ил-18ЛЛ ПОС.

Летающая лаборатория Ил-18ЛЛ ПОС.

Летающая лаборатория Ил-18ЛЛ ПОС.

Стенд ПОС на Ил-18ЛЛ.

Ил-18ЛЛ ПОС. Рисунок.

.

.
Список источников:
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Крылья Родины. Николай Якубович. Феномен Ил-18.
Крылья Родины. Сергей Цветков. Смена репертуара.
Юрий Дорошенко. Летающая лаборатория Ил-18ЛЛ ПОС.
Сайт авиационной истории (aviahistory.ucoz.ru).