Метеорологический самолет Ил-18Д «Циклон».

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1980 г.

В середине 1970-х годов было принято решение о создании на базе самолетов Ту-104, Ил-18 и Ан-12 многоцелевых летающих метеолабораторий для исследования процессов образования облаков, туманов, воздушной турбулентности, колебаний температуры и давления, определения места зарождения циклонов, а также для превращения облаков в дождь или снег и рассеивания тумана над аэродромами.

Самолет Ил-18Д «Циклон» создавался по техническим требованиям Центральной аэрологической обсерватории Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю окружающей среды. По конструкции и летно-техническим данным Ил-18Д «Циклон» мало отличался от обычной пассажирской машины. Новым во внешнем виде самолета были: носовая штанга длиной 4 м с датчиками комплекса измерителя структуры воздушного потока, подфюзеляжный носовой обтекатель для антенны обзорного радиолокатора и два обтекателя сверху фюзеляжа вблизи задней кромки крыла для метеорадиолокаторов вертикального зондирования. Кроме того, на внешней поверхности фюзеляжа установили многочисленные датчики различной научной аппаратуры, обтекатели лазерных поляриметров, инфракрасного радиометра, кино- и телеаппаратуры, люк для аэрофотоаппарата. Четыре окна пассажирской кабины заменили полусферическими блистерами. В верхней части фюзеляжа за крылом также установили блистер, а в нижней части фюзеляжа — два окна с плоскими оптическими стеклами, которые при движении самолета по земле защищались от загрязнения дистанционно управляемыми крышками.

Внутри фюзеляжа Ил-18Д «Циклон» разместили аппаратуру термодинамического комплекса, средства измерения микроструктуры облаков и осадков, метеорологическую, радиолокационную и лазерную аппаратуру, средства активного воздействия на облака, оборудование для регистрации, обработки (включая цифровую вычислительную машину) и контроля результатов исследований. Всего в фюзеляже самолета имелись 19 стендов с аппаратурой и 33 рабочих места. Стенды, установленные на штатные рельсы крепления пассажирских кресел, легко снимались. Люки с лестницами в полу кабины обеспечивали в полете доступ к оборудованию, размещавшемуся в нижних багажных отсеках. Место заднего туалета заняла фотокомната.

Первый полет Ил-18Д «Циклон» состоялся 4 апреля 1980 года. Совместно с другими самолетами серии «Циклон» эта машина использовалась в различных научных программах по изучению атмосферных явлений над территорией как Советского Союза, так и ряда зарубежных государств. Осенью 1986 года Ил-18Д «Циклон» участвовал в совместном советско-кубинском эксперименте по исследованию природы тропических циклонов.

Ил-18Д «Циклон» не был единственным самолетом Ил-18, переоборудованным для метеорологических исследований. До него и после него самолеты Ил-18 оснащались различным оборудованием и совместно с метеорологическими спутниками и геофизическими ракетами участвовали в научных экспериментах по изучению атмосферы.

ЛТХ:

Модификация: Ил-18Д
Размах крыла, м: 37,42
Длина самолета, м: 35,90
Высота самолета, м: 10,17
Площадь крыла, м2: 140,0
Масса, кг
-снаряженного самолета: 33760
-максимальная взлетная: 64000
Тип двигателя: 4 х ТВД АИ-20М
-мощность, л.с.: 4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч: 685
Крейсерская скорость, км/ч: 610
Практическая дальность, км: 6500
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 5.

1.Ил-18Д Циклон на стоянке.

Ил-18Д «Циклон» на стоянке.

2.Ил-18Д Циклон на стоянке. 2

Ил-18Д «Циклон» на стоянке.

3.Ил-18Д Циклон на стоянке. 3

Ил-18Д «Циклон» на стоянке.

4.Носовая часть Ил-18Д Циклон.

Носовая часть самолета Ил-18Д «Циклон».

5.Ил-18Д Циклон в полете.

Ил-18Д «Циклон» в полете.

6.Ил-18Д Циклон заходит на посадку.

Ил-18Д «Циклон» заходит на посадку.

7.Ил-18Д Циклон борт № 75442. В 1987-1989 гг. самолет принимал участие в исследованиях во Вьетнаме.

Ил-18Д «Циклон» борт № 75442. В 1987-1989 гг. самолет принимал участие в исследованиях во Вьетнаме.

8.Ил-18Д Циклон борт № 75442. Осенью 1986 г. участвовал в совместном советско-кубинском эксперименте

Ил-18Д «Циклон» борт № 75442. Осенью 1986 г. участвовал в совместном советско-кубинском эксперименте.

9.Ил-18Д Циклон. Рисунок.

Ил-18Д «Циклон». Рисунок.

.

.

Список источников:
Самолеты ОКБ им. С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Мир авиации. Сергей Цветков. Классик «золотой» эры.
Крылья Родины. Николай Якубович. Феномен Ил-18.
Фотоархив сайта russianplanes.net