Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-104А.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1957 г.

Рост пассажирских авиаперевозок привел к необходимости увеличения числа пассажирских мест в самолете Ту-104 (50 пассажирских мест), благо объемы фюзеляжа позволяли это сделать. В ноябре 1957 года завершились испытания 70-местного Ту-104А и сразу же началось его серийное производство. В двух салонах располагалось 16 и 54 пассажира. На самолете устанавливались более мощные двигатели РД-3М-500 с тягой по 9500 кг, допускавшие кратковременное ее увеличение на чрезвычайном режиме до 10500 кг. Впоследствии часть машин этой модификации переделали на авиаремонтных заводах в 100-местные.

Увеличение количества пассажирских мест удалось достигнуть за счет снятия аварийной гермоперегородки и перекомпоновки переднего салона, а также сократив расстояние между креслами. Одновременно вместо хвостового топливного бака установили дополнительные баки в консолях крыла. Претерпело изменение и оборудование. В частности, автоматы регулирования температуры в салонах заменили, на более совершенные. Вместо компасов ГПК-48 и ДАК-2 поставили ГПК-2 и ДАК-ДБ.

Осень 1957 года вписала в биографию Ту-104 целый каскад мировых рекордов. 6 сентября экипаж летчика Ю.Т.Алашеева на самолете Ту-104А СССР-Л5421 поднял груз весом 20 т на высоту 11221 м. Тем самым был побит мировой рекорд Варена, поднявшего в 1946 году груз массой 15166 кг на высоту 2000 м.

11 сентября этот же экипаж пролетел замкнутый маршрут протяженностью 2000 км с грузом 20 т со средней скоростью 897,5 км/ч.

24 сентября экипаж летчика Ковалева на этом же самолете пролетел замкнутый маршрут протяженностью 1000 км с грузом 10 т со средней скоростью 972 км/ч, установив пять мировых рекордов с разной нагрузкой.

До 1957 года Ту-104 эксплуатировались только в авиакомпании «Аэрофлот» и в ВВС СССР. Осенью того года в Чехословацкую авиакомпанию «ЧСА» поступил первый 75-местный Ту-104А, получивший государственный регистрационный индекс OK-LDA, а позднее — имя «Прага». Вслед за ним «ЧСА» приобрела еще две машины. Их зарегистрировали под индексом OK-LDB и OK-LDC, а авиакомпания присвоила имена «Братислава» и «Брно».

В 1960 году парк «ЧСА» пополнился четвертым Ту-104А, получившим индекс ОК-NDD и имя «Плзень», а два года спустя — пятым Ту-104А, известным под именем «Острава». Все пять лайнеров были построены на Омском авиационном заводе. Последний, шестой, Ту-104А Харьковского авиационного завода поступил в авиакомпанию в 1963 году, где эксплуатировался под индексом ОY-NDE и именем «Чешске Будеевице».

ЛТХ:

Модификация: Ту-104А
Размах крыла, м: 34,54
Длина самолета, м: 38,85
Высота самолета, м: 11,90
Площадь крыла, м2: 174,40
Масса, кг
-пустого самолета: 43320
-макс. взлетная: 75500
-топлива: 25480
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч: 980
Крейсерская скорость, км/ч: 775
Практическая дальность, км: 2790
Практический потолок, м: 12300
Экипаж, чел: 5
Полезная нагрузка: до 70 пассажиров или 9000 кг груза.

Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-104А.

Ту-104А на стоянке.

Ту-104А на стоянке.

Ту-104А авиакомпании «Чехословатские авиалинии».

Ту-104А авиакомпании «Чехословатские авиалинии».

Ту-104А на стоянке авиамузея.

Ту-104А. Рисунок.

Ту-104А. Схема.

Ту-104А. Схема.

.

.
Список источников:
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира.
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «Ту».
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Родом из дальней авиации.
Крылья Родины. Николай Якубович. Первый реактивный пассажирский: Самолет Ту-104.
Сайт авиационной истории (aviahistory.ucoz.ru).
Рисунок Aircraft illustrations by Basil Zolotov.
Фотоархив сайта russianplanes.net