Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-104Б.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1958 г.

В 1958 году вместо Ту-110 выпустили Ту-104Б с кухней в передней части кабины и с удлиненным фюзеляжем на 100, а впоследствии — на 115 пассажиров. Для сохранения взлетно-посадочных характеристик на уровне Ту-104, установили закрылки увеличенной площади, по аналогии с самолетом Ту-110. Увеличение числа пассажиров позволило снизить себестоимость авиаперевозок. Ту-104Б серийно выпускали на 22-м заводе.

В первых испытательных полетах, проходивших в ГосНИИ ГВФ при участии пилота К.Сапелкина, выявился ряд недостатков. У самолета появилась обратная реакция по крену от «дачи ноги», снизились запасы продольной и путевой устойчивости. При скорости полета, соответствующей числу М, равному 0,82, появлялись тряска и валежка. Спустя год, 1 августа, летчик Ковалев установил на Ту-104Б очередной мировой рекорд, пролетев 1000 км с грузом 15 т со средней скоростью 1015,86 км/ч. А 4 августа экипаж Алашеева поднял на высоту 12799 м груз массой 25 т.

Пытаясь повысить экономичность Ту-104, Совмин СССР в 1958 году поручил 22-му заводу изготовить пять машин Ту-104В в туристском варианте на 116 мест с поставкой их «Аэрофлоту» во втором квартале 1959 года и четырех — в третьем и четвертом кварталах. Но вскоре после выхода правительственного документа произошла серия катастроф и летных происшествий с Ту-104, что, очевидно, и послужило поводом к прекращению работ по Ту-104В.

ЛТХ:

Модификация: Ту-104Б
Размах крыла, м: 37,50
Длина самолета, м: 40,06
Высота самолета, м : 11,90
Площадь крыла, м2: 183,50
Масса, кг
-пустого самолета: 44020
-макс. взлетная: 78100
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М-500
Тяга, кгс: 2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч: 980
Крейсерская скорость, км/ч: 800
Практическая дальность, км: 2100
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 5
Полезная нагрузка: до 100 пассажиров или 12000 кг груза.

Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-104Б.

Ту-104Б.

Ту-104Б после взлета.

Ту-104Б заходит на посадку.

Ту-104Б после посадки.

Ту-104Б. Рисунок.

.

.

Список источников:
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира.
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «Ту».
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Родом из дальней авиации.
Крылья Родины. Николай Якубович. Первый реактивный пассажирский: Самолет Ту-104.
Рисунок Aircraft illustrations by Basil Zolotov.
Фотоархив сайта russianplanes.net