Учебно-тренировочный самолет Ту-104АК.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1961 г.

Когда начиналась советская программа полетов человека в космос, одной из многих неизвестных была проблема невесомости. Никто на земле не мог сказать — как человек, а конкретно — космонавт, будет ощущать себя в этих условиях. Легко понять, что ответ на этот вопрос имел важнейшее, жизненное значение для программы. Итак, предстояло хоть как-то (хоть приближенно) решить эту задачу.

Как пришли к идее полетов на Ту-104 по параболической траектории для имитации невесомости — пока неясно. В дневниках командира группы космонавтов, генерала Каманина, имеется следующая запись, датированная 11 марта 1961 года: «Убедить Вершинина (Командующего ВВС) подписать два приказа. Первый — о передаче самолета Ту-104, оснащенного для полетов на невесомость, в ЦПК (Центр подготовки космонавтов), так и назначение экипажа полковника Старикова на этот самолет…»

Выбранные машины должны были модифицироваться для полета в условиях перегрузок (в том числе — и отрицательных) с тем, чтобы бортовое оборудование оставалось работоспособным. Так, например, топливо в баках при невесомости тоже будет свободно парить, но это никоим образом не должно сказаться на подаче его к силовым установкам. И здесь (как и во многих других системах) нужно было что-то придумывать.

В 1961 году на опытном предприятии НИИ ВВС с помощью ОКБ Туполева была подготовлена первая такая машина (СССР М2390). Часть салона занимала лаборатория, оставшаяся часть представляла собой зал (длиной примерно 8 м) с обитыми мягким материалом внутренними поверхностями и отделенная от кабины сетью.

Для того чтобы точно установить нулевое значение перегрузки (условие невесомости), в ЛИИ позднее был разработан и устанавливался штатно на самолет автомат управления, который «забирал» у пилотов это тонкое управление.

Поначалу самолет внешне не отличался от своих аэрофлотовских собратьев. Позднее машину перекрасили — на нее нанесли звезды и красный бортовой номер «46».

Испытательные полеты машины, обозначенной как Ту-104АК, проводили летчики-испытатели Сергей Анохин и Юрий Гарнаев. К моменту первых полетов на невесомость оба были очень опытным пилотами, были знакомы с разными перегрузками, и все же скорость перехода к нулю, всего за полминуты, давала совершенно неведомые до того, впечатляющие ощущения. Однажды экипаж наблюдал захватывающую сцену: незакрепленный барограф медленно «вышел» из футляра и подплыл к штурману — зрелище фантастическое! Но главное — задуманное осуществлялось: невесомость воспроизводилась «на земле»! Для уточнения летных методик в этом в общем-то непростом виде полетов принимал участие экипаж Анатолия Старикова. При точном выдерживании всех параметров можно было получить на параболе 25 секунд невесомости.

Кандидаты в космонавты подолгу тренировались в этом Ту-104, а позже к этой машине присоединились еще две — с номерами «47» и «48» (бывший борт «91»). На тренировках в невесомости отрабатывались: координация и перемещение, прием пищи (твердой и жидкой), выполнение различных работ. Полученный позже опыт реальных космических полетов полностью соответствовал тому, который набрали на Ту-104АК. С тех пор полеты на «АК» стали обязательным разделом программы подготовки советских космонавтов.

Каждый новый космический эксперимент отрабатывался и испытывался перед реальным полетом в лаборатории невесомости Ту-104. Так. первая «космическая прогулка» (выход в открытый космос) тщательно и полно отрабатывалась на Ту-104АК. В салоне был установлен космический корабль «Восход». После того, как испытали сам космический аппарат, космонавты П.Беляев и А.Леонов начали тренироваться «выходить в космос», пока не довели свои действия до совершенства.

Даже первый луноход испытывался в Ту-104. Для этого в летающей лаборатории насыпали «лунной пыли», и «на параболе» (гравитация соответствовала лунной — 0,16) луноход делал первые попытки двигаться. Позднее Ту-104АК были заменены на более комфортабельные самолеты на базе самолета Ил-76, па которых даже туристы тоже могут купить себе «ощущение невесомости».

Сегодня историю можно еще увидеть: красный «46» стоит в музее ВВС в Монино. «48» ржавеет в Чкаловской. А на авиазаводе в Харькове находится «47»…

ЛТХ:

Модификация: Ту-104АК
Размах крыла, м: 34,54
Длина самолета, м: 38,85
Высота самолета, м: 11,90
Площадь крыла, м2: 174,40
Масса, кг
-пустого самолета: 43320
-максимальная взлетная: 75500
-топлива: 25480
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч: 980
Крейсерская скорость, км/ч: 775
Практическая дальность, км: 2790
Практический потолок, м: 12300
Экипаж, чел: 3.

Ту-104АК борт № 46.

Ту-104АК борт № 47.

.

.
Список источников:
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира.
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «Ту».
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Родом из дальней авиации.
Крылья Родины. Николай Якубович. Первый реактивный пассажирский: Самолет Ту-104.
Фотоархив сайта russianplanes.net