Самолет — летающая лаборатория Ту-144ЛЛ.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: Россия
Первый полет: 1996 г.0.Ту-144ЛЛ

Весь период после создания Ту-144 АНТК им. А.Н.Туполева. вместе с ведущими отраслевыми научными центрами (такими, как ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ) не прекращали проработок по СПС второго поколения. Эти работы состоят из общего проектирования самолета, разработки его составных частей, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ по созданию новых материалов, покрытий, технологических процессов. Опыт по созданию Ту-144 широко использовался при разработке Ту-244, а в 1993 году два Ту-144Д переоборудуются под летающие лаборатории в рамках работ по СПС второго поколения. В виду отсутствия финансирования, работы по созданию Ту-244 остались на стадии исследования, а летающая лаборатория Ту-144 приняла участие в совместной программе США и России по летным исследованиям в интересах разработки технологий для создания сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения (HSCT).

Межправительственным соглашением, подписанным в июне 1993 года, предусмотрено использование переоборудованного Ту-144Д в качестве летающей лаборатории для изучения вопросов аэроакустики и аэроупругости, создания базы данных по тепловому состоянию силовой установки на больших скоростях, отработки вопросов устойчивости и управляемости, оценки влияния земной поверхности на взлетно-посадочных режимах. Выбор в пользу Ту-144 (а не «Конкорда») был сделан благодаря его большей максимальной скорости полета, наличия убираемого ПГО и, вероятно, меньшей стоимости аренды.

Для осуществления шестимесячной программы летных испытаний Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) имени А.Н.Туполева предоставило летающую лабораторию — самолет Ту-144Д (выпущен в 1981 году, имел налет 82 ч 40 мин, бортовой номер — 77114), оборудованный системой аварийного покидания в полете и способный принять в свободный от кресел салон значительный объем измерительной аппаратуры. Он был выбран из 4 Ту-144, сохранившихся в пригодном для полетов состоянии. Радикальной переделке подвергнута силовая установка. Вместо двигателей РД-36-51А конструкции П.А.Колесова на Ту-144ЛЛ установлены форсированные ТРДД НК-32-1, применяемые на стратегическом бомбардировщике Ту-160. Это повысило его скорость с М=2,15 до 2,3. Для регистрации экспериментальных данных и параметров с целью подтверждения летной годности самолета на нем установлена новая система регистрации данных «Дамьен». Самолет буквально напичкан температурными датчиками и датчиками давления, трения обшивки, аппаратурой для измерения параметров пограничного аэродинамического слоя.

Финансирование программы осуществляется корпорацией «Боинг» при содействии компаний «МакДоннелл Дуглас» (недавно объединившейся с «Боингом»), «Рокуэлл», «Пратт энд Уитни» и «Дженерал электрик», а также Национальным аэрокосмическим агентством США. Хотя стоимость программы возросла с 9 до 14 миллионов $, программа Ту-144ЛЛ — всего лишь небольшая часть из $440 миллионного контракта NASA с Boeing и McDonnell Douglas по HSR (High Speed Research — высокоскоростным исследованиям).

17 марта 1996 года на летно-испытательной базе АНТК имени А.Н.Туполева в Жуковском состоялась торжественная выкатка Ту-144ЛЛ. На митинге в честь этого события выступили заместитель председателя Госкомоборонпрома Анатолий Братухин, посол США в России Томас Пикеринг, генеральный директор АНТК имени А.Н.Туполева Валентин Климов, главный конструктор Александр Пухов, вице-президент корпорации Рокуэлл — Норт Америкен Лесли Лэкман, директор отдела НАСА Луи Дж. Вильямс и другие почетные гости.

Летным испытаниям предшествовали наземные на специальных стендах, позволившие получить большое количество данных о работе двигателей, необходимых для разработки силовых установок будущего.

К осени 1997 г. была выполнена серия из восьми полетов в широком диапазоне скоростей и высот (М>2, h>17 км). Затем последовали еще десять (всего намечалось -32). Пилотировали летающую лабораторию летчики-испытатели АНТК им. Туполева и ЛИИ им. М.М.Громова. В сентябре 1998 года на Ту-144ЛЛ выполнили в ЛИИ 3 оценочных полета 2 летчика-исследователя НАСА.

В июне 1999 года АНТК имени Туполева и американская фирма «Боинг» завершили программу совместных исследований на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ по созданию перспективного сверхзвукового пассажирского самолета.

ЛТХ:

Модификация: Ту-144ЛЛ
Размах крыла, м: 28,80
Длина, м: 65,70
Высота, м: 12,85
Площадь крыла, м2: 507,00
Масса, кг
-пустого самолета: 85000
-максимальная взлетная: 20000
Тип двигателя: 4 х ДТРДФ НК-32-1
Тяга нефорсированная, кгс: 4 х 25500
Максимальная скорость , км/ч: 2500
Практическая дальность, км: 4000
Практический потолок, м: 18897
Экипаж: 3.

1.Ту-144Д борт № 77114 на стоянке.

Ту-144Д борт № 77114 на стоянке.

2.Ту-144ЛЛ на стоянке.

Ту-144ЛЛ на стоянке.

3.Ту-144ЛЛ на взлете.

Ту-144ЛЛ на взлете.

4.Ту-144ЛЛ после посадки.

Ту-144ЛЛ после посадки.

5.Носовая часть Ту-144ЛЛ.

Носовая часть Ту-144ЛЛ.

7.Ту-144ЛЛ. Схема.

Ту-144ЛЛ. Схема.

.

.

Список источников:
Авиация и Время. Андрей Совенко. Потерянная эпоха Ту-144.
Крылья Родины. А.Пухов. Ту-144ЛЛ: курс — XXI век.
Самолеты мира. Проект «Ту-144ЛЛ».
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Туполев Ту-144ЛЛ».
Фотоархив сайта russianplanes.net