Ночной артиллерийский корректировшик У-2НАК.

Разработчик: КБ Поликарпова.
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.0.У-2НАК

Удачные эпизоды по проведению ночной разведки и корректирования огня артиллерийских батарей на самолетах У-2 привели к появлению его отдельной модификации У-2НАК (ночной артиллерийский корректировшик). Первый такой самолет оборудовали из серийного образца в начале 1943 года на заводе № 51 в Москве.

В дооборудование самолета входило:
а) установка:
-приемо-передающеи радиостанции РСИ-4 (приемник РСИ-4 на доске приборов второй кабины; передатчик РСИ-3 первоначально в люке на правом борту фюзеляжа сразу за второй кабиной, затем, по результатам испытаний, — на продолжении пола непосредственно за сиденьем второй кабины, при этом бортовая сумка была снята, а крепление мягкой спинки сиденья было сделано на двух ремнях с пряжками);
-генератора ГС-350М в развале между 1 и 2 цилиндрами мотора с ременным приводом от коленчатого вала мотора, регуляторной коробки РК-12 ф-350 и коробки фильтров КФ-10-350 (обе спереди на противопожарной перегородке справа под капотом подмоторной установки);
-самолетного переговорного устройства СПУ-Ф-2;
-четырех арматур облучения типа УФО (по две в каждой кабине) для освещения шкал авиаприборов и светящихся трафаретов;
-кабинного освещения, позволявшего летчику и летнабу работать с картой;
-кольцевого выхлопного коллектора, оборудованного пламегасителями и шумоглушителями МАКФ-4;

б) замена пускового магнето на пусковую катушку типа КП-4716 и установка фильтра зажигания типа АФП и кнопки запуска мотора типа К-4;

в) перекомпоновка приборов на приборной доске второй кабины в связи с установкой приемника РСИ-4;

г) металлизация агрегатов фюзеляжа, ручного и ножного управления самолетом;

д) дополнительный монтаж электросети, вызванный дооборудованием самолета.

Войсковые испытания пяти самолетов этого типа проводились с 10 июня по 28 июля 1944 года на базе 118-го отдельного корректировочно-разведывательного авиационного полка, 2 ВА 1 Украинского фронта примерно в 100 км восточнее Львова. Боевая работа осуществлялась с аэродрома подскока Зарубище и с посадочной площадки около села Старо-Алексе-евка. Самолет вполне отвечал своему назначению и успешно прошел испытания, несмотря на потерю всех опытных машин. Однако это были не боевые потери.

Первый У-2НАК потеряли в ночь на 28 июня. При подлете к цели экипаж потерял ориентировку и вынужден был приземлиться. При этом при посадке в районе Дубно от взрыва осветительных авиабомб, по забывчивости не сброшенных экипажем, самолет сгорел. Второй У-2НАК разбили в ночь на 8 июля во время тренировочного полета, также из-за потери ориентировки экипажем. Третья опытная машина была разбита на вынужденной посадке 23 июля опять же вследствие потери экипажем ориентировки во время возвращения с боевого задания. Все участники войсковых испытаний боевого опыта не имели, прибыли из 49-го запасного полка в г. Богородск, где получили минимальную подготовку в ночных полетах. Данные обстоятельства не замедлили сказаться на результатах.

В процессе войсковых испытаний были выявлены незначительные неудобства и мелкие дефекты оборудования самолета. В качестве наиболее выгодных для корректировки артогня рекомендовались высоты 1000-1500 м на удалении до 40 км от принимающей радиостанции, для ночной разведки — 600-1000 м, обеспечивавших предварительный просмотр объекта разведки даже без освещения САБ. Также предлагалось оборудовать все корректировщики ночными посадочными огнями и обеспечить более надежную работу авиагоризонта.

Самолет строился серийно и широко использовался в последний период войны. ЛТХ У-2НАК не отличались от характеристик У-2ВС.

1.У-2НАК (ночной артиллерийский корректировщик).

Ночной артиллерийский корректировщик У-2НАК.

1а.У-2НАК

Ночной артиллерийский корректировщик У-2НАК.

2.Кабины У-2НАК.

Кабины У-2НАК.

3.Радиостанция РСИ-4 на самолете У-2НАК.

Радиостанция РСИ-4 на самолете У-2НАК.

4.Схема У-2НАК

 У-2НАК. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Михаил Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.