Учебно-тренировочный истребитель Як-7УТИ.
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.
Як-7УТИ — это серийный учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением, построенный по чертежам опытного экземпляра УТИ-26-2.
Серийные самолеты являлись более совершенными, поскольку в их конструкцию и оборудование были внесены многие изменения и доработки. В том числе: учитывая характер работы учебно-тренировочного самолета (взлет-посадка без уборки шасси), а также для упрощения конструкции и повышения надежности работы, костыльная установка шасси самолета выполнена неубирающейся, в связи с чем пневмоцилиндр уборки костыля снят и заменен подкосом, жестко соединяющим верхнюю часть костыля с фермой фюзеляжа (основное шасси, как и на УТИ-26, убирающееся).
Для поддержания температурного режима ВМГ в допустимых пределах число оборотов двигателя (за счет установки во втулку винта регулировочного кольца) понижены с 2700 до 2350 об/мин.
Вместо двух оставлен один левый пулемет ШКАС с боекомплектом 500 патронов. Полетная масса Як-7УТИ первых выпусков — в среднем 2800 кг, т.е. на 50 кг больше, чем у УТИ-26-2, что объяснялось неосвоенностью технологии производства. Летные характеристики из-за более низкого качества производственного выполнения также несколько ниже.
Як-7УТИ запущен в серийное производство по постановлению СНК и ЦК ВКП(б) и во исполнение приказа НКАП от 4 марта 1941 года Московскому авиационному заводу № 301 предписывалось прекратить производство Як-1 и немедленно начать производство Як-7УТИ, обеспечив начало регулярного выпуска с 1 апреля 1941 года, установить программу выпуска Як-7УТИ на 1941 год в 600 машин.
Первый полет на первом серийном Як-7УТИ № 01-02 выполнил летчик-испытатель П.Я.Федрови 18 мая 1941 года на Центральном аэродроме в Москве.
Як-7УТИ строился серийно с апреля по сентябрь 1941 года. Вначале на заводе № 301, а после его эвакуации — на новосибирском заводе № 153. Всего выпущено 186 самолетов. Як-7УТИ, как и боевые самолеты ВВС, камуфлировались сверху и с боков черной краской по основному зеленому фону, а снизу голубой эмалевой краской. Являясь единственными учебно-тренировочными истребителями, Як-7УТИ и сменившие их Як-7В сыграли важную роль в обучении летного состава строевых частей полетам на скоростных истребителях ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1 и их преемниках. Можно сказать без всякого преувеличения, что в период войны в советских ВВС не было летчика-истребителя, который бы не обучался или не летал на Як-7УТИ или Як-7В.
Во время Великой Отечественной войны Як-7УТИ использовались и как разведчики. Так, в январе 1943 года экипаж в составе летчика старшего лейтенанта Жильцова и штурмана капитана Соболева на Як-7УТИ совершили 12 вылетов на разведку поля боя в интересах сухопутных войск Ленинградского фронта. Проведение разведки на высоте 25-30 м обеспечило внимательный просмотр переднего края противника, а большая угловая скорость перемещения самолета делала огонь зенитной артиллерии малоэффективным. Были обнаружены основные коммуникации противника, что позволило штурмовой и бомбардировочной авиации нанести эффективный удар по противнику.
Летом 1943 года в районе Гатчины Як-7УТИ (штурман — В.Ф.Шалимов), оснащенный средствами радиоуправления, участвовал в качестве корректировщика в подготовке и проведении боевых действий по прорыву блокады Ленинграда.
Як-7УТИ применялся и для полетов представителей командования с целью личной рекогносцировки местности и расположения своих войск и войск противника.
ЛТХ:
Модификация: Як-7УТИ
Размах крыла, м: 10,00
Длина, м: 8,50
Высота, м: 2,75
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2285
-нормальная взлетная: 2800
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПА
-мощность, л.с.: 1 х 1050
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 490
-на высоте: 586
Практическая дальность, км: 650
Скороподъемность, м/мин: 758
Практический потолок, м: 8900
Экипаж: 1
Вооружение: один левый 7,62-мм пулемет ШКАС с боекомплектом 500 патронов.
Учебно-тренировочный истребитель Як-7УТИ.
Учебно-тренировочный истребитель Як-7УТИ.
Учебно-тренировочный истребитель Як-7УТИ.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
Авиация и Время. Константин Косминков. Многоликий Як-7.
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Як-7. Три эскиза.
«Война в воздухе» № 31-34. Истребители Як-1/3/7/9 во Второй Мировой войне.