Учебно-тренировочный самолет Г-25.
Разработчик: Грибовский
Страна: СССР
Первый полет: 1938 г.
Чтобы обеспечить снижение нагрузки на крыло в самолетах с автомобильными двигателями, Г-25 проектировался и строился по схеме биплана. Предназначался для обучения летчиков и в случае получения положительных летных характеристик, мог составить конкуренцию знаменитому У-2 по стоимости изготовления и обслуживания.
Самолет строился на планерном заводе Осоавиахима в Москве, в конце 1937 года. В связи с задержкой поставки ожидаемого двигателя ГАЗ-11 мощностью 85 л.с. на него установили британский звездообразный двигатель Pobjoy «Niagara» равноценной мощности. Pobjoy «Niagara» был популярным двигателем для легких и экспериментальных самолетов. С этим двигателем, весившим, однако, на 70 кг меньше автомобильного, Г-25 имел отличные данные. С одним пилотом разбег составил всего 40 м, пробег на посадке — 60 м. Все летчики, пилотировавшие Г-25, высоко оценивали его летные характеристики.
С установкой в 1938 году двигателя ГАЗ-11 вес пустого самолета возрос с 430 до 500 кг, однако летные данные ухудшились весьма незначительно. Максимальная скорость понизилась со 170 до 165 км/ч, а посадочная возросла с 55 до 65 км/ч.
«Авиационная газета» 3 декабря 1938 года писала: «Большая и упорная работа т. Грибовского увенчалась успехом — создан самолет Г-25, не уступающий по своим летным качествам У-2, а по стоимости — почти вдвое дешевле. В День авиации, 18 августа, новый самолет дебютировал на Тушинском аэродроме. В дальнейшем его облетали лучшие спортсмены Центрального аэроклуба СССР. Результаты этих испытаний показали, что «самолет Г-25 заслуживающий большого внимания».
Вскоре, Центральным Советом Осоавиахима обсуждалась возможность дальнейшего производства самолетов с автомобильными двигателями и даже появилась такая запись в проекте дальнейших планов: «Построить пять опытных экземпляров Г-25 для более полного испытания новой машины в эксплуатации». Впрочем, уже в начале 1939 года Планерный завод в Москве закрыли и при отсутствии производственной базы изготовление Г-25 прекратили.
Опытный экземпляр Г-25 постигла участь большинства конструкций, созданных энтузиастами. В 1939 году автор переделки автомобильного двигателя в авиационный, инженер Агитов организовал на нем агитационный перелет по Горьковской области. В районе г. Муром Г-25 потерпел аварию и больше не восстанавливался.
ЛТХ:
Модификация: Г-25
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 6,40
Высота, м: 2,40
Площадь крыла, м2: 23,00
Масса, кг
-пустого самолета: 430
-нормальная взлетная: 630
Тип двигателя: 1 х ПД ГАЗ-11
-мощность, л.с.: 1 х 85
Максимальная скорость, км/ч: 165
Крейсерская скорость, км/ч: 143
Практическая дальность, км: 300
Практический потолок, м: 4000
Экипаж: 2.
Учебно-тренировочный самолет Г-25 с двигателем Pobjoy «Niagara» в полете. Осень 1937 г.
Двигатель Pobjoy «Niagara».
Самолет Г-25 с двигателем ГАЗ-11. Лето 1938 г.
Самолет Г-25 с двигателем ГАЗ-11 в полете. Лето 1938 г.
Реплика самолета Г-25.
Г-25 (ГАЗ-11). Чертеж.
Г-25 (ГАЗ-11). Чертеж.
Г-25 (ГАЗ-11). Чертеж.
Г-25 (ГАЗ-11). Компоновочная схема.
Г-25 (ГАЗ-11). Схема.
.
.
Список источников:
Авиация и Космонавтика. Михаил Маслов. Легкие крылья Грибовского.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.