Палубный учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1988 г.Су-25УТГ

По завершению разработки Су-28 работы по этой теме не пропали даром, так как решено было в целях быстрейшей разработки учебно-тренировочного самолета для обучения взлету и посадке на палубу тяжелых авианесущих крейсеров ТАКР проекта 1143.5, постройка первого из которых «Тбилиси» (позднее переименованного в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») близилась к завершению, создать его также на базе самолета Су-25УБ. Следует сказать, что работы ОКБ по корабельной тематике применительно к самолету Су-25 базировались не на пустом месте. Еще летом 1984 года, практически одновременно с началом летных испытаний самолета Су-27 по взлету с трамплина на комплексе «НИТКА» в Крыму, одновременно была выполнена программа аналогичных испытаний и на самолете Су-25 (Т-8-4). Самолет показал на этих испытаниях неплохие результаты по возможности взлета с трамплина, что позволило ОКБ рассчитывать на успешное выполнение работ по созданию палубного учебно-тренировочного самолета, получившего обозначение Т-8-УТГ (Су-25УТГ, то есть, с гаком).

Для доработок под первый опытный самолет Т-8-УТГ1 (ведущий по летным испытаниям — Н.П.Петрухин) был выделен серийный Су-25УБ, собранный сразу уже с учетом доработок по усилению конструкции на серийном заводе в Улан-Удэ в начале 1988 года. В марте 1988 года самолет своим ходом был перебазирован на ЛИС ОКБ, где после доработок по установлению гака и тарировке КЗА, в сентябре он был облетан летчиком-испытателем ОКБ И.В.Вотинцевым. В октябре 1988 года самолет перегнали в Саки и начали выполнение программы по посадке с зацепом за трос аэрофинишера. Полеты выполняли летчики-испытатели ОКБ: И.В.Вотинцев, В.Г.Пугачев, Е.И.Фролов, С.Н.Мельников, от ЛИИ — А.В.Крутов, от военных — А.Б.Лавриков и А.И.Фокин. 1-го ноября 1989 года самолет Т-8-УТГ1, пилотируемый Вотинцевым и Круговым, вслед за самолетами Су-27К и МиГ-29К, в первый раз совершил посадку по самолетному на палубу ТАКР «Тбилиси». Программа летных испытаний Т-8-УТГ по возможности базирования на ТАКР была продолжена в 1991 году и завершена в 1992 году уже в Североморске, куда был перебазирован корабль.

В 1990 году в Улан-Удэ была выпущена небольшая серия из 12 самолетов Су-25УТГ, вскоре переданная в Североморск. Ныне эти самолеты используются в составе авиации Северного флота для обучения пилотов Су-27К посадке на палубу.

Техническое описание.

Самолет предназначен для отработки летчиками техники взлета и посадки на наземном комплексе с устройствами укорочения взлета (наклонная рампа-трамплин) и посадки (аэрофинишер), а также для обучения и контроля летчиков строевых частей и курсантов летных училищ технике пилотирования, самолетовождению и групповой слетанности.

Основные летно-технические характеристики самолета Су-25УТГ практически не отличаются от соответствующих характеристик учебно-боевого самолета Су-25УБ. Установленное на самолете пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает отработку взлета и посадки, обучение и контроль при всех метеоусловиях проведения учебно-тренировочных полетов.

Самолет Су-25УТГ имеет максимальную преемственность с серийным самолетом Су-25УБ в части аэродинамической компоновки, габаритно-весовых характеристик, силовой установки и ее систем, конструкции планера (включая конструкцию опор шасси), оборудования и самолетных систем.

В процессе учебно-тренировочных полетов самолет Су-25УТГ обеспечивает выполнение следующих задач летной подготовки:
-взлет с трамплина;
-посадка на аэрофинишер с применением посадочного гака;
-отработка техники пилотирования днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях;
-полеты по приборам, в том числе с использованием шторки «слепого полета»;
-самолетовождение днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях;
-обучение летчиков действиям в особых случаях полета с имитацией отказов пилотажно-навигационного оборудования;
-первоначальное обучение в летных училищах и центрах.

Самолет Су-25УТГ отличается от базового учебно-боевого самолета отсутствием следующих систем и элементов конструкции:
-блоков прицельного оборудования;
-блоков системы управления оружием;
-пушечной установки с пушкой;
-балочных держателей и пилонов;
-бронеэкранов двигателей;
-радиостанции связи с сухопутными войсками;
-блоков и элементов системы обороны.

На самолете Су-25УТГ:
-в хвостовой части фюзеляжа установлен посадочный гак, представляющий собой тормозной крюк с демпфером-подъемником и боковыми стабилизаторами;
-установлена модифицированная хвостовая балка фюзеляжа, способная воспринять нагрузки от посадочного гака, законцовка хвостовой балки укорочена в связи со снятием парашют-но-тормозной установки;
-в головной части фюзеляжа зашита ниша пушечной установки;
-во второй кабине установлен перископ переднего обзора;
-в средней части фюзеляжа бронированные люки, защищающие снизу расходный бак, заменены на конструкцию из алюминиевых сплавов;
-в кабине экипажа вместо снятых боевых пультов установлены заглушки, иллюминаторы дальномера, отверстия в обшивке самолета от снятых антенн зашиты.
При перебазировании самолета сохранена возможность установки четырех подвесных топливных баков емкостью по 800 литров каждый (4 х ПТБ-800), по два бака под каждой консолью крыла, с обеспечением возможности их аварийного сброса.

При взлете с трамплина самолет выводится на взлетные значения угла атаки за счет кривизны трамплина. Этим существенно сокращается длина разбега самолета. Перед стартом летчик выруливает и устанавливает самолет на задержник, включает максимальный режим работы двигателей, отклоняет стабилизатор во взлетное положение. По команде самолет освобождается от задержника и начинает разгон по взлетно-посадочной полосе с выходом на трамплин. После схода с трамплина самолет выводится на взлетное значение угла атаки и через 2-3 секунды разгоняется до взлетной скорости.

В процессе захода на посадку самолет вводится в зону действия наземной оптической системы посадки. Войдя в луч оптической системы посадки, летчик переводит самолет в режим снижения по заданной глиссаде. Полет по глиссаде, вплоть до касания взлетно-посадочной полосы, выполняется на расчетном угле атаки с выдерживанием оптимальной скорости.

При посадке крюк посадочного гака скользит по поверхности взлетно-посадочной полосы и захватывает один из тросов аэрофинишера. После захвата троса самолет проходит путь в 90 метров с максимальным значением продольной перегрузки при торможении в 4-5 единиц.

ЛТХ:

Модификация: Су-25УТГ
Размах крыла, м: 14,36
Длина самолета, м: 15,53
Высота самолета, м: 5,20
Площадь крыла, м2: 30,10
Масса, кг
-пустого самолета: 9700
-нормальная взлетная: 12750
-максимальная взлетная: 17600
Топливо
-внутренние топливо, кг: 2850
-ПТБ, л: 4 х 800
Тип двигателя: 2 х ТРД Р-95Ш
Тяга, кгс: 2 х 4100
Максимальная скорость, км/ч: 1000
Перегоночная дальность, км: 1850
Практическая дальность, км: 560
Практический потолок, м: 7000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 6,5
Экипаж, чел: 2.

Су-25УТГ на стоянке.

Су-25УТГ на стоянке.

Су-25УТГ на стоянке.

Су-25УТГ на стоянке.

Су-25УТГ на стоянке.

Су-25УТГ на стоянке.

Су-25УТГ на рулежке.

Су-25УТГ на рулежке.

Су-25УТГ на рулежке.

Су-25УТГ на рулежке.

Су-25УТГ на рулежке.

Су-25УТГ на рулежке.

Взлет Су-25УТГ с тренажера НИТКА.

Взлет Су-25УТГ с тренажера НИТКА.

Су-25УТГ после взлета.

Су-25УТГ после взлета.

Су-25УТГ после взлета.

Су-25УТГ после взлета.

Су-25УТГ заходит на посадку.

Су-25УТГ заходит на посадку.

Су-25УТГ заходит на посадку. Фото / горбатый111.

12.Посадка Су-25УТГ на палубу.

Посадка Су-25УТГ на палубу.

Кабина инструктора Су-25УТГ.

Кабина инструктора на Су-25УТГ.

Проекции Су-25УТГ. Рисунок.

Су-25УТГ. Рисунок 1.

Су-25УТГ. Рисунок 1.

Су-25УТГ. Рисунок 2.

Су-25УТГ. Рисунок 2.

.

.

Список источников:
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Сухой Су-25УТГ».
Фотоархив сайта russianplanes.net