Учебно-боевой перехватчик Су-9У.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1961 г.0.У-43-1.

Прямым развитием Т-43 стал учебно-тренировочный У-43 с двигателем АЛ-7Ф1-100У, позже получивший обозначение Су-9У. В 1959 году чертежи машины передали на завод № 30, где в спарку переделали одну из серийных машин. В отличие от боевого Су-9, на спарке удлинили фюзеляж на 600 мм (вместе с носовой опорой шасси).

Число пусковых устройств АПУ-20 для ракет К-5М сократили до двух, сохранив РЛС ЦД-30Т (РП-9У) и аппаратуру «Лазурь», но с двойной индикацией (у инструктора и обучаемого). На опытном У-43 объем топливных баков не превышал 3420 л, так как отсеки крыльевых баков объемом 360 л заняла контрольно-записывающая аппаратура.

Особенностью спарки стала возможность инструктора отключить обучаемого от управления закрылками, уборкой и выпуском шасси, тормозными щитками, автоматикой управления воздухозаборным устройством, аварийным сбросом ракет и их пуском, а также ряда других систем.

Первый полет на У-43 выполнил летчик Е.К.Кукушев в январе 1961 года, а спустя месяц было принято решение о его запуске в серийное производство. Опытный самолет предъявили на госиспытания в июле 1961 года, но в связи с аварией двигателя и повреждением хвостовой части фюзеляжа машины при перегоне летчиком ОКБ-51 во Владимировку госиспытания начали 1 сентября. Ведущими по машине были инженер Б.М.Коршунов (его помощник по летным характеристикам Е.Н.Бубнов), летчики В.М.Андреев и И.И.Лесников.

Испытания показали, что потолки и разгонные характеристики учебной машины с двумя ракетами К-5М практически не отличаются от боевого Су-9 с четырьмя УРами. На высоте 12800 м и форсажном режиме работы двигателя самолет достигал установленного ограничения скорости 2230 км/ч (М=2,1). Статический потолок с парой К-5М и подвесными баками (полетный вес 9700 кг) был 17500 м, а дальность с аналогичным снаряжением на высоте 11 км -1370 км (последний параметр на серийных Су-9У с баками в крыле был больше).

83 испытательных полета установили, что самолет позволял обучать и тренировать летный состав по перехвату воздушных целей, летевших со скоростью 800-1600 км/ч на высотах до 20 км днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. При этом рубеж перехвата по топливу был в пределах 105-130 км.

Спарку Су-9 приняли на вооружение, но, несмотря на серийное производство, их в частях катастрофически не хватало и ее нередко заменял двухместный Су-7У.

На базе У-43 создали летающую лабораторию Л-43 (изделие «94») для отработки средств аварийного покидания самолетов. По результатам этих испытаний сделали вывод, что кресла КС обеспечивают безопасное покидание самолетов на скоростях, соответствовавших числам М до 1,8 и высотах от 150 до 15000 м.

ЛТХ:

Модификация: Су-9У
Размах крыльев, м: 8.54
Длина фюзеляжа с ПВД, м: 18.06
Высота, м: 4.82
Площадь крыла, кв.м: 34.00
Масса, кг
-пустого: 7650
-нормальная взлетная: 11400
-максимальная взлетная: 12500
Тип двигателя: 1 ТРДФ АЛ-7Ф-1-100У
Тяга, кгс
-на максимале: 1 х 6800
-на форсаже: 1 х 9600
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2230
-у земли: 1150
Практическая дальность, км
-без ПТБ: 1260
-с ПТБ: 1710
Максимальная скороподъемность, м/мин: 12000
Практический потолок: 20000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 2 х УР «воздух-воздух» РС-2УС (К-5МС).

Опытный У-43-1. 1

Опытный У-43/1.

Опытный У-43-1. 2

Опытный У-43/1.

Опытный У-43-2. 1

Опытный У-43/2.

Опытный У-43/2.

Летающая лаборатория Л-43 (изделие 94).

Летающая лаборатория Л-43 («изделие 94»).

.

.

Список источников:
Авиация и Время. В.Павлов. Сверхзвуковые трубы «всесоюзного оркестра» ПВО.
Крылья Родины. Николай Якубович. Защитник воздушных границ.