Учебно-тренировочный самолет Ил-28У.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 18 марта 1950 г.0.Ил-28У

Для быстрого массового переучивания строевых летчиков, переходивших с поршневого бомбардировщика на реактивный самолет, требовалось иметь учебно-тренировочный вариант реактивного бомбардировщика и конструкторскому коллективу С.В.Ильюшина было поручено в кратчайшие сроки создать такой самолет. Менее чем через месяц после выдачи задания, 14 октября 1949 года, С.В.Ильюшин утвердил эскизный проект учебно-тренировочного самолета Ил-28У с двумя турбореактивными двигателями ВК-1. Учебно-тренировочный самолет Ил-28У отличался от боевого самолета Ил-28 носовой частью фюзеляжа, в которой взамен кабины штурмана была размещена кабина летчика-инструктора, оснащенная оборудованием, рассчитанным на самостоятельное управление самолетом на земле и в воздухе, а также на осуществление полного контроля за действиями ученика. Кабина ученика являлась копией кабины летчика боевого самолета Ил-28, за исключением незначительных изменений в компоновке приборной доски, в которой был создан вырез для зрительной связи инструктора и ученика.

Все управление самолетом Ил-28У, его агрегатами и системами сделали дублированным, и по желанию инструктора, имевшего в своем распоряжении рычаги и тумблеры переключения, оно могло осуществляться как из передней, так и из основной кабин. Самолет Ил-28У не имел вооружения: передние и кормовые пушки, бомбодержатели, прицелы, командные пульты и другое обслуживающее вооружение самолета оборудование были сняты. Однако в случае необходимости на самолете Ил-28У могли проходить обучение и кормовые стрелки-радисты, для чего кормовая кабина оснащалась соответствующим оборудованием.

18 марта 1950 года летчик-испытатель В.К.Коккинаки впервые поднял самолет Ил-28У в воздух. Испытательные полеты показали, что летно-технические данные самолета Ил-28У, за исключением лучшей скороподъемности, и характеристики продольной устойчивости практически не отличаются от аналогичных характеристик боевого самолета. При М = 0,78 в горизонтальном полете никаких нарушений в продольной балансировке самолета не отмечалось.

Самолет оказался устойчивым на всем диапазоне скоростей, легко выполнял все маневры, необходимые для данного типа бомбардировщиков, устойчиво выполнял виражи, допуская крен до 70-80°. Набор высоты при боевом развороте достигал 2000 м. Управление самолетом из кабины инструктора по простоте и удобствам не отличалось от управления самолетом из кабины боевой машины Ил-28.

Заводские испытания опытного самолета Ил-28У продолжались до 30 марта. К этому времени первые серийные бомбардировщики Ил-28 стали поступать на вооружение авиационного полка, которым командовал Герой Советского Союза подполковник А.А.Анпилов. Для переучивания летчиков этого полка было решено использовать опытный самолет Ил-28У.

Переход летчика с учебной машины на боевую не требовал дополнительного обучения. Практика подготовки летчиков показала, что для выпуска летчика, имевшего налет 350-400 ч. на самолетах от У-2 до Ту-2, в самостоятельный полет на боевом самолете Ил-28, необходимо было сделать от двух до четырех тренировочных полетов на самолете Ил-28У.

Благодаря использованию самолета Ил-28У полк подполковника А.А.Анпилова быстро освоил боевые самолеты Ил-28 и 1 мая 1950 года они, пилотируемые летчиками этого полка, впервые приняли участие в воздушном параде над Красной площадью в Москве. Самолет Ил-28У был принят на вооружение советских ВВС и строился серийно.

ЛТХ:

Модификация: Ил-28У
Размах крыльев, м: 21,45
Длина, м: 17,65
Высота, м: 6,70
Площадь крыла, м2: 60,8
Масса, кг
-пустого самолета: 12500
-нормальная взлетная: 17560
-максимальная взлетная: 21000
Тип двигателя: 2 х ВК-1(А)
Тяга, кгс: 2 х 2700
Максимальная скорость, км/ч: 910
Крейсерская скорость, км/ч: 700
Практическая дальность, км: 2600
Практический потолок, м: 12500
Экипаж, чел: 2-3.

1.Ил-28У.Учебно-тренировочный вариант бомбардировщика.

Учебно-тренировочный самолет Ил-28У на стоянке.

1а.Ил-28У на стоянке.

Учебно-тренировочный самолет Ил-28У на стоянке.

samolety-il-28u-na-stoyankah

Учебные самолеты Ил-28У на стоянках Тамбовского высшего военного авиационного училища летчиков.

3.Вид на кабину Ил-28У

Ил-28У из состава авиации ВМФ СССР.

il-28u

Ил-28У Тамбовского высшего военного авиационного училища летчиков.

4.Ил-28У в полёте.

Ил-28У в полёте.

5.Ил-28У в полете.

Ил-28У в полёте.

6.Ил-28У в полете.

Ил-28У в полёте.

Ил-28У в полёте.

7.Ил-28У

Ил-28У заходит на посадку.

8.Ил-28У на посадке.

Ил-28У на посадке.

A right front view of an Egyptian (Soviet-built) I1-28 Beagle conversion trainer aircraft.

Ил-28У ВВС Египта.

10.Ил-28У ВВС Румынии

Ил-28У ВВС Румынии.

11.Ил-28У. Рисунок.

Ил-28У. Рисунок.

12.Компоновочная схема Ил-28.

Компоновочная схема Ил-28.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Авиация и Время. Юрий Егоров, Александр Котлобовский. Удачный самолет, которому не везло.
Крылья Родины. Юрий Сергеев. Классик фронтовой авиации.