Электровертолет Иосифьяна.

Разработчик: Иосифьян
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.

В начале 30-х годов сотрудник Всесоюзного электротехнического института А.Г.Иосифьян, инженер-электрик по специальности, увлёкся идеей создания привязного вертолёта с электродвигателями.

В течение 1933-1935 годов он работал над моделью двухвинтового вертолёта соосной схемы. Два трёхлопастных винта диаметром 1,8 м с креплением лопастей к втулке с помощью горизонтальных шарниров вращались в противоположные стороны. Винты приводились во вращение специальным трёхфазным асинхронным электродвигателем мощностью 0,52 кВт, получавшим питание от обычной электросети напряжением 220В через гибкий кабель.

Один винт вращался вместе с ротором двигателя, другой — вместе со статором. Полная масса модели была 28 кг (включая массу двигателя 11 кг).

Построенная модель была всесторонне испытана, в процессе этих испытаний меняли угол установки лопастей и измеряли развиваемую подъёмную силу. Больше всего затруднений доставила вибрация всей установки вследствие недостаточной балансировки статорной и роторной обмоток двигателя. Был отработан метод крепления модели в трёх точках.

В результате испытаний была намечена разработка электродвигателей мощностью 25-30 кВт, рассчитанных на более высокое напряжение в питающей сети.

В начале 1937 года была закончена постройка модели привязного электровертолёта новой схемы.

Модель имела трёхлопастной несущий винт, приводимый во вращение тягой небольших тянущих винтов, размещённых вместе с электродвигателями на конце каждой лопасти.

Основные параметры модели:

Диаметр несущего винта — 11 м;
Число лопастей — 3;
Диаметр тянущих винтов — 0,4 м;
Частота вращения тянущих винтов — 9000 об/мин;
Мощность каждого электродвигателя — 8 кВт;
Частота вращения несущего винта — примерно 75 об/мин;
Полная масса модели (с человеком) — 320 кг;
Масса каждого двигателя — 8,3 кг.

Лопасти несущего винта крепились к втулке через горизонтальные, вертикальные и осевые шарниры.

В целях управления и стабилизации модели в системе управления был установлен автомат перекоса, позволявший производить изменения циклического и общего шага лопастей несущего винта.

Модель испытывалась в мае-июне 1937 года. При частоте вращения несущего винта 40-45 об/мин установка работала нормально. При повышении оборотов до 70-75 об/мин начиналась вибрация втулки, сопровождавшаяся резким дёрганием ручки управления.

Так как модель в процессе постройки была значительно перетяжелена (примерно на 120 кг), приходилось при её испытании сильно перегружать двигатели (почти на 50%), что не давало возможности работать более 5-10 мин из-за их перегрева.

В процессе испытаний модель поднималась на небольшую высоту (до 1 м). При посадке во время одного из таких испытаний модель сломалась и намечавшаяся широкая программа дополнительных испытаний модели не была осуществлена.

ЛТХ:

Модификация: Электровертолет
Диаметр несущего винта, м: 11,00
Диаметр тянущих винтов, м: 0,40
Высота, м: —
Масса, кг
-пустого: —
-максимальная взлетная: 320
Тип двигателя: 3 х ЭД
-мощность, кВт: 3 х 8
Максимальная скорость, км/ч: —
Дальность полета, км: —
Статический потолок, м: 1

1.Электровертолет Иосифьяна. Фото 1.

Электровертолет Иосифьяна.

2.Электровертолет Иосифьяна. Фото 2.

Электровертолет Иосифьяна.

3.Электровертолет Иосифьяна. 3

Электровертолет Иосифьяна.

4.Исп. винта электрогел. На 1-м плане А.Г. Иосифьян.

Испытания винта электровертолета. На первым плане А.Г.Иосифьян.

.

.

Список источников:
А.М.Изаксон. Советское вертолетостроение.
Авиация и Космонавтика. Е.Ружицкий. Навстречу 100-летию вертолета.