Вертолет ДРЛО Ка-31.
Разработчик: ОКБ Камова
Страна: СССР
Первый полет: 1987 г.
Необходимость в средствах ДРЛО проявилась во время англо-аргентинского вооруженного конфликта в районе Фолклендских (Мальвинских) островов. Отсутствие в составе английских экспедиционных сил самолетов или вертолетов ДРЛО не позволило своевременно осуществлять поиск, обнаружение и перехват низколетящих самолетов противника. Использование же в качестве средства ДРЛО эскадренных миноносцев привело к потере двух таких миноносцев («Шеффилд» и «Ковентри»).
Задание на разработку вертолета ОКБ им. Н.И.Камова получило в 1985 году. При разработке Ка-31 за основу были взяты планер, силовая установка и несущая система транспортно-боевого вертолета Ка-29. Наибольшая сложность при этом заключалась в сопряжении мощной радиолокационной станции с остальным пилотажно-навигационным оборудованием вертолета и обеспечение достаточной стабильности полета вертолета при вращающейся антенне РЛС. Первый полет опытного образца состоялся в 1987 году. После длительных испытаний и доводки вертолет был принят на вооружение авиации ВМФ России в 1995 году. Серийное производство вертолета подготовлено на вертолетном заводе в г.Кумертау.
Предназначен для обнаружения на дальних рубежах как воздушных целей типа «самолет» — «вертолет» на предельно малых высотах полета, так и надводных кораблей, их сопровождения и автоматической передачи данных на наземные и корабельные пункты управления. Вертолет корабельного базирования Ка-31 предназначен для защиты от ударов с воздуха соединений боевых кораблей, действующих вне зоны действия береговых РЛС и самолетов ДРЛО. Является модификацией вертолета Ка-29, оборудованной для ведения разведки и защиты корабельных соединений от атак с воздуха. Предназначен для обнаружения воздушных (в том числе маловысотных, на фоне земли или моря), а также надводных целей и автоматической передачи информации о них на боевые корабли или наземные комплексы ПВО.
Ка-31 не имеет аналогов в мировом вертолетостроении. Вертолет Ка-31 создан на базе вертолета Ка-29 с возможностью базирования на суше и на кораблях различного класса. Вертолет может базироваться на тех же кораблях, что и Ка-27 и Ка-29. Возможно также использование его в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск.
Основу бортового комплекса составляет мощная РЛС на твердотельных элементах, имеющая для кругового обзора выпускаемую в полете антенну с плоской фазированной решеткой. Антенна в походном положении находится под днищем фюзеляжа.
Бортовой радиоэлектронный комплекс позволяет осуществлять автоматизированный полет вертолета по запрограммированному маршруту в любых погодных и климатических условиях, обнаруживать и брать на автосопровождение 20 целей.
Информация о целях в автоматическом режиме по телекодовому каналу связи передается на пункты управления. На вертолете установлена система ДРЛО Е-801 «Око», разработанная в нижегородском НИИ радиотехники. В транспортном положении антенна прилегает к нижней поверхности фюзеляжа, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление. Для перевода в рабочее положение антенна отклоняется вниз на 90 град., при этом стойки шасси приподнимаются вверх, чтобы шасси не мешало работе РЛС. РЛС (с ФАР, вес антенны — 200 кг, длина антенны — 5,75 м, площадь антенны 6 кв. м ) обеспечивает обнаружение и сопровождение до 20 целей с размерами истребителя на расстоянии 100-150 км и 250-285 км для надводных целей типа «катер».
Пилотажно-навигационный комплекс вертолета, разработанный в КБ приборостроения в Саратове, кроме стабилизации полета вертолета с вращающейся антенной, обеспечивает также выдерживание заданных параметров курса и высоты полета, полет по заданной трассе и автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над местом посадки. Полеты могут выполняться в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях. Время полного оборота антенны составляет 10 сек.
РЛС кругового обзора с фазированной антенной решеткой, убирающаяся в нерабочем положении под фюзеляж, способна обнаруживать и сопровождать малоразмерные объекты, летящие на малых или сверхмалых высотах, а также малоразмерные морские цели. В автоматическом режиме осуществляет обнаружение и опознавание воздушных и морских целей определяет параметры их движения и передает данные в реальном масштабе времени на наземные или корабельные пункты управления.
Шасси вертолета выполнено частично убирающимся (подтягивающимся), что обеспечивает бортовой РЛС круговой незатененный обзор. Пилотажно-навигационное оборудование позволяет Ка-31 выполнять автоматизированный полет по заданному маршруту. При использовании в интересах Сухопутных войск Ка-31 может базироваться на небольших неподготовленных площадках вблизи расположения мобильных зенитно-ракетных комплексов, обеспечивая их целеуказанием. По своим характеристикам Ка-31 не имеет аналогов в мире.
ЛТХ:
Модификация: Ка-31
Диаметр главного винта, м: 15,90
Длина,м: 11,60
Высота ,м: 5,50
Ширина, м: 3,8
Масса, кг
-пустого: 5520
-нормальная взлетная: 11400
-максимальная взлетная: 12500
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117ВК
-мощность, кВт: 2 х 1660
Максимальная скорость, км/ч: 255
Крейсерская скорость, км/ч: 220
Практическая дальность, км: 680
Продолжительность полета, ч.мин.: 2.30
Практический потолок, м: 5000
Статический потолок, м: 3500
Экипаж, чел: 3.
Ка-31 после взлета.
Ка-31 после взлета.
Ка-31 ВМФ СССР с работающей РЛС. 1987 г.
Ка-31 с работающей РЛС в полете.
Ка-31 с работающей РЛС в полете.
Ка-31 с работающей РЛС в полете.
Ка-31 с работающей РЛС в полете.
Ка-31 в полете.
Ка-31 взлетает.
Ка-31 после взлета.
Ка-31 после взлета.
Ка-31 на стоянке.
Ка-31 на стоянке.
Ка-31 на стоянке.
Вертолет ДРЛО Ка-31 на МАКС-2007.
Ка-31 на борту авианосца «Адмирал флота СССР Кузнецов».
Ка-31. Схема.
.
.
Список источников:
Михил Никольский. Самолеты разведки и управления.
ОКБ Камова. Справочник вертолетов фирмы Камов.
Григорий Кузнецов. ОКБ Камова — 50 лет.
Авиация и Космонавтика. Евгений Климович. Михаил Никольский. Развитие и применение самолетов дальнего радилокационного обнаружения и управления.
Фотоархив сайта russianplanes.net