Вертолет химической разведки Ми-24ХР (РХР).

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1978 г.0.Ми-24ХР

В семидесятые годы как в СССР, так и в странах Запада, бурно развивались средства массового поражения. Особенно интенсивно создавались тактические средства широкого спектра действия. Мир готовился к глобальной войне. Обширные запасы химического и ядерного оружия, опасность возникновения локальных конфликтов с использованием противником всех средств поражения наталкивали на необходимость создания эффективных технических средств радиохимической разведки. Кроме различных малогабаритных и достаточно легких приборов и устройств, способных с невысокой точностью проводить разведку радиационной и химической обстановки на небольших участках местности, были созданы высокоточные комплексы, которые представляли собой значительный по объему и весу набор электронных блоков. Такие комплексы уже невозможно было носить в руках, и их стали устанавливать на бронетранспортеры, командирские машины и т.п. Таким образом, создавались специализированные машины разведки. С целью повышения оперативности разведки и независимости ее от дорожных условий, наличия переправ, мостов и т.п., а также для ведения ее в труднодоступных и изолированных районах было принято решение установить комплекс радиохимической разведки на вертолет. В качестве прототипа был взят боевой вертолет Ми-24Д(В). В грузовой кабине располагалась аппаратура комплекса разведки, а устройства забора проб грунта («лапы») располагались на крайних пилонах крыла. Часть средств разведки могла располагаться в специальном подвесном контейнере.

Этот вариант вертолета получил обозначение Ми-24ХР (изделие 243). Вертолеты Ми-24ХР(Р) предназначены для ведения оперативной радиохимической разведки зараженных районов, для обозначения их границ на местности и на картах. Разведка проводится, в основном, в интересах сухопутных войск. Вертолеты этого типа в количестве 1-2 машин входят в состав вертолетных полков, либо отдельных смешанных авиаполков и эскадрилий, которые во времена СССР придавались воздушным и сухопутным армиям. С точки зрения своего прямого назначения вертолет является достаточно удобным средством разведки. Существует, однако, специфический недостаток данной системы разведки. Зависнув у земли, либо совершив посадку, вертолет отбрасывает несущим винтом поток воздуха, и поднимает с земли пыль, которая, смешивается с воздушными массами. Это может приводить к погрешности в оценке степени заражения местности.

Бесспорным достоинством вертолета при работе в зараженных зонах является герметичная кабина экипажа. Как это не драматично, но на сегодняшний день это один из самых «занятых» вертолетов. Ми-24РХР(Р) проводят разведку зон заражения, вызванных аварией на Чернобыльской АЭС. Таким образом, вертолет стал ветераном боевого применения в мирное время. Поскольку вертолет создан на базе Ми-24Д(В), то несет в себе все особенности конструкции своих «родителей». Он имеет относительно большой запас мощности, что позволяет:
-существенно улучшить маневренность (повысить скороподъемность, уменьшить время разгона, радиус и время выполнения виража);
-значительно улучшить характеристики висения (увеличить высоту висения над землей при высоких температурах воздуха, когда он более разряжен);
-достичь более высокой скорости полета.

Убирающееся трехопорное шасси, имеющиеся на вертолете, позволило уменьшить лобовое сопротивление.

Особенностью конструкции вертолета является наклон на 2° 30″, влево носовой части фюзеляжа, пола грузовой кабины относительно вала несущего винта и хвостовой части фюзеляжа. Это позволяет на больших скоростях полета и на висении улучшить условия пилотирования вертолета.

В целях разгрузки несущего винта на больших скоростях полета на вертолете установлено крыло площадью 6,75 кв.м (с учетом подфюзеляжной части), имеющее угол установки относительно строительной горизонтали фюзеляжа плюс 19°.

Величина угла установки крыла выбрана для обеспечения разгрузки несущего винта и получения достаточной подъемной силы при больших отрицательных углах тангажа (когда вертолет набирает скорость, опустив нос).

Для улучшения характеристик динамической устойчивости по крену крыло имеет обратное поперечное «V» с углом минус 12°. Это позволяет легче управлять вертолетом по крену, что упрощает пилотирование.

На вертолете установлен рулевой винт обратного направления вращения по сравнению с другими вертолетами, производившимися в СССР. Винт располагается слева по полету относительно киля.

Изменения направления вращения рулевого винта вертолета улучшило характеристики рулевой управляемости вертолета на режиме висения у земли при наличии ветра справа. Для улучшения рулевой устойчивости применен киль с относительно большой площадью (2,8 кв.м). Киль имеет несимметричный профиль с кривизной, направленной выпуклостью влево, и установлен под углом 6° влево относительно вертикальной продольной плоскости, проходящей через строительную горизонталь — фюзеляжа. В нижней части киля установлен управляемый стабилизатор. Положение его зависит от величины общего шага несущего винта.

В зависимости от запаса мощности двигателей, размеров площадок, препятствий в направлении взлета и атмосферных условий взлет и посадка могут осуществляться в разных режимах.

Взлет может производиться:
-по вертолетному с разгоном в зоне влияния земли (до высоты 15 м);
-по вертолетному вне зоны влияния земли (выше 15 м);
-по самолетному с разбегом на трех опорах шасси;
-по самолетному с разбегом на носовом колесе.

Возможны следующие виды посадок:
-посадка по вертолетному при зависании в зоне влияния земли;
-посадка по вертолетному при зависании вне зоны влияния земли;
-посадка по самолетному (с пробегом);
-посадка с одним работающим двигателем (в учебных целях).
На вертолете разрешается выполнять пилотаж вне облаков при горизонтальной видимости не менее 2000 м и полетных весах 11500 кг и менее.

Разрешается выполнять:
-правильные и форсированные виражи и развороты, восьмерки, змейки, спирали;
-пикирование;
-горки;
-боевые развороты;
-развороты на горке;
-повороты на горке.
При пилотаже на высотах от 50 до 500 м при скоростях 100-250 км/ч допускаются виражи с креном до 40-50″ . С увеличением высоты максимально допустимые углы крена уменьшаются.

Немного о конструкции вертолета.

Фюзеляж вертолета состоит из носовой, центральной части и хвостовой балки. На нижней поверхности хвостовой балки располагаются: проблесковый огонь, антенны доплеровского измерителя скорости и угла сноса, антенна радиосвязной станции, антенны радиовысотомера.

Крыло состоит из правой и левой консолей длиной 2355 мм каждая. Консоль в плане имеет трапециевидную (форму со стреловидностью 8°50″ по передней кромке. На каждой консоли установлены по два блочных держателя. На концах крыла установлены пилоны, имеющие симметричный профиль. Они предназначены для улучшения поперечной устойчивости и подвески «лап». На левом пилоне в отличие от Ми-24В фотоконтрольный прибор не устанавливался.

Носовая часть совместно с грузовой кабиной образует герметичный отсек, в котором создается избыточное давление воздуха. В носовой части расположены кабины экипажа. В передней кабине размещается рабочее место оператора, в задней — летчика. В центральной части фюзеляжа располагается грузовая кабина длиной 2605 мм, максимальной шириной 1540 мм и высотой 1200 м. Здесь располагается место борттехника и оператора комплекса разведки. В отдельных случаях эти должности может выполнять один человек. Экипаж вертолета выполняет полеты с надетым спасательным парашютом С-4Б или С-4У и в защитных шлемах ЗШ-3 или ЗШ-5.

На обоих бортах фюзеляжа имеются проемы под двухстворчатые двери с шириной 1180мм и высотой 1045 мм по правому борту и 1116 мм по левому борту. Нижние створки в открытом положении служат входными трапами. В верхних створках дверей и по бортам имеются окна с открывающимися внутрь кабины форточками. В правой двери вместо двух окон установлен прямоугольный блистер. Вместо положенных сидений для 8 десантников в грузовой кабине Ми-24ХР установлено оборудование комплекса разведки.

Хвостовая балка имеет овальное сечение и длину 4490 мм. Сверху фюзеляжа установлен капот, закрывающий двигатели ТВ3-117, главный редуктор, вентилятор, гидроблоки и энергоузел с вспомогательной силовой установкой АИ-9В. Капот выполнен таким образом, что позволяет во внеаэродромных условиях обслуживать все установки и агрегаты, расположенные снаружи и на потолке фюзеляжа без применения стремянок. Для этого на крышках капота имеются специальные площадки, на которых при открытых крышках может находиться обслуживающий персонал.

ЛТХ:

Модификация: Ми-24ХР
Диаметр главного винта, м: 17,30
Диаметр хвостового винта, м: 1,91
Длина, м: 21,35
Высота, м: 3,97
Масса, кг
-пустого: 8500
-нормальная взлетная: 11200
-максимальная взлетная: 11500
Внутренние топливо, кг: 1500 + опционально 1000
-ПТБ: 1200 (4 х 500 л)
Тип двигателя: 2 х ГТД Климов ТВ3-117
-мощность, кВт: 2 х 1620
Максимальная скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 265
Минимальная скорость, км/ч: 50
Практическая дальность, км: 750
Практический потолок, м: 5000
Статический потолок, м: 3000
Экипаж, чел: 4
Полезная нагрузка: до 2000 кг груза.

1.Ми-24ХР на стоянке.

Ми-24РХР на стоянке.

2.Ми-24ХР на стоянке.

Ми-24РХР на стоянке.

3.Заправка вертолета Ми-24РХР.

Заправка вертолета Ми-24РХР.

4.Ми-24РХР готовится к взлету.

Ми-24РХР готовится к взлету.

5.Ми-24РХР в полете.

Ми-24РХР в полете.

6.Ми-24РХР в полете.

Ми-24РХР в полете.

7.Ми-24РХР из контингента ООН.

Ми-24РХР из контингента ООН.

.

.
Список источников:
Н.Секач. Боевой вертолет Ми-24.
Аэрохобби. Вертолет химической разведки Ми-24ХР.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Миль Ми-24ХР».