Поисково-спасательный вертолет-амфибия Ми-14ПС.

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1974 г.mi-14ps

В 1970 годах началась разработка поисково-спасательного Ми-14ПС. Первый опытный образец переоборудовали из серийного Ми-14ПЛ в 1974 году. При этом с вертолета демонтировали комплекс «Кальмар», кроме РЛС, установили дополнительное радиооборудование, в хвостовой части фюзеляжа сделали люк, установили бортовую стрелу с лебедочно-грузовой системой СЛГ-300, которая включала лебедку ЛПГ-300, позволявшую поднимать спасателя с двумя пострадавшими общей массой до 300 кг. Как и на БТ, турбохолодильную установку вынесли на внешнюю сторону правого борта фюзеляжа, ниже проложили коммуникации топливной системы и электропроводку, ранее проходившие в районе дверного проема. В носовой части установили две дополнительные поисковые фары. Вместо штурмана-оператора в экипаж включили фельдшера-спасателя, кроме него, предусмотрели возможность брать на борт еще двух спасателей в счет полезной нагрузки. Позднее боковую дверь увеличили в два раза.

Предполагалось применение вертолета в следующих вариантах:
-поисковый, оснащенный дополнительным топливным баком;
-поисково-спасательный, оборудованный для перевозки до 9 человек на носилках или 18 сидячих. Предназначался для поиска спускаемых аппаратов (СА) космических кораблей и эвакуации их экипажей, а также для подбора и транспортировки пострадавших при крушениях морских и воздушных судов;
-эвакуационно-транспортный — для эвакуации с места посадки на внешней подвеске СА массой до 3000 кг, а также для доставки грузов на внешней подвеске, в т. ч. аварийно-спасательного снаряжения терпящим бедствие кораблям и грузов на корабли и суда ВМФ;
-транспортно-спасательный — для доставки и сбрасывания 20 спасательных плотов ПСМ-6АМ при невозможности из-за гидро-метеоусловий оказать помощь терпящим бедствие другими способами, а также для транспортировки в грузовой кабине аварийно-спасательного снаряжения и других малогабаритных грузов массой до 2 т (с берега на корабль, с корабля на берег, с корабля на корабль и в труднодоступные районы суши).

Кроме того, Ми-14ПС предусматривалось использовать для перевозки 19 служебных пассажиров и парашютного десантирования различных групп.

Госиспытания Ми-14ПС прошли в 3-м управлении ГК НИИ ВВС с 14 ноября 1978 года по 29 июня 1979 года (руководитель бригады -П.Олейник, ведущий летчик — В.Баракин, испытатели-парашютисты они же экспериментаторы-спасатели — К.Анашкин, Е.Турлаков). В ходе ГСИ, на этапе «Б», с борта вертолета было выполнено 54 спуска и 68 подъемов спасателей с поверхности моря в различных погодных условиях. В заключительном Акте испытатели отметили, что для выполнения задач на Ми-14ПС требуется хорошо слетанный экипаж, прошедший специальную подготовку. Рекомендацию для запуска в серийное производство и принятия на вооружение вертолет получил. В общей сложности было построено 25 таких машин. На вертолетах поздних серий устанавливались две фары, вынесенные на «балкончик» в носовой части.

Следует отметить также ряд специальных испытаний, которые проходил Ми-14ПС в ГК НИИ ВВС. Например, осенью 1980 года в районе грузинского г. Телави прошли полеты с неподготовленных горных площадок, находившихся на высотах 1000-2000 м над уровнем моря. Летом и осенью следующего года в Крыму в районе полигона Чауда и в акватории Черного моря состоялись испытания по применению вертолетов для борьбы с малоразмерными воздушными шарами (диаметр до 2 м), дрейфующими на высотах до 4000 м. На Ми-14 провели 28 полетов, во время которых для поражения шаров использовали ручной пулемет и автомат Калашникова. Практически в то же время проводилась оценка возможности полетов с палуб авианесущих крейсеров «Киев» и «Москва», а в 1983 году — с большого противолодочного корабля «Азов».

В 1987 году на базе Ми-14ПС были построены две новые модификации одна предназначалась для обеспечения учебно-тренировочного десантирования, а другая, оснащенная специальной поисковой лазерно-телевизионной системой, для борьбы с диверсантами. Через два года появилась модификация с утепленной грузовой кабиной. Модернизацией «спасателей» занимались также в Польше и Германии.

В СССР, кроме авиации флотов, незначительное количество Ми-14ПС получили ВВС, в которых эти машины использовались, прежде всего, для поисково-спасательного обеспечения (ПСО) запусков и посадок космических аппаратов. Так, 2 таких вертолета находились в 181-й отдельной вертолетной эскадрилье (н.п. Чебеньки, Оренбургской обл.), еще 2 в смешанном полку, базировавшемся в н.п. Троицкое под Кустанаем. Кроме того, начиная с 1983 года, в отряд управления Ейского ВВАУЛ поступили четыре Ми-14ПС, на которые возложили ПСО полетов ВВС Северокавказского ВО, в первую очередь — над акваторией Азовского моря.

В настоящее время в Ейске базируется отряд ПСО 1-й смешанной авиадивизии 4-й ВА ВВС России, в составе которого по-прежнему числятся четыре Ми-14ПС. Все они в 1990-1994 годах прошли ремонт на Севастопольском АРЗ, причем борт 04 в апреле 1994 года пришлось перегонять полулегальным способом. Это был единственный вертолет ВВС РФ данного типа, эксплуатация которого продолжалась до 2004 года.

Лётництво Марынарки Войсковей (авиация ВМС Польши) получило в 1982-1985 годах 12 Ми-14Э и 5 Ми-14ПС. Они вошли в состав базирующейся в Дарлове 29-й эскадры (соответствует эскадрилье), входившей тогда в 16-й вертолетный полк, который в настоящее время переформирован во 2-й авиадивизион. Служба польских противолодочников во многом оказалась схожа с работой восточногерманских коллег, причем они также потеряли одну машину.

Поляки весьма активно использовали Ми-14ПС по прямому назначению. Часто вертолеты вылетали для оказания помощи в очень сложных погодных условиях, что привело в 1989-1990 гг. к потере в летных происшествиях двух машин. Свою службу спасатели несут и поныне. Вот лишь два примера из недавней истории. 6 июня 2000 года в 20:22 дежурный борт был направлен на поиск частного Ми-2, потерпевшего аварию над сушей в 15 км к юго-западу от Дарлова. Через 20 минут экипаж спасателя обнаружил место происшествия и быстро выяснил, что Ми-2 совершил удачную вынужденную посадку, при которой ни летчики, ни пассажиры не пострадали. После прибытия полиции и пожарных Ми-14ПС вернулся в Дарлов для продолжения дежурства. 17 июня того же года в 21:30 последовал вызов с земснаряда, работавшего на Балтике. Одному из моряков внезапно стало плохо и его пришлось эвакуировать с палубы в спасательной люльке. Больного доставили на аэродром Кошалин, где передали бригаде «скорой помощи».

Ми-14ПС заслужили очень высокой оценки. Широкая дверь позволяла свободно работать со специальной корзиной, в которой размещался спасатель. При такой системе можно было поднять с воды любого тяжелораненого. Вспоминается рассказ польских летчиков, участвовавших в начале 1990-х годов в совместных учениях с германскими спасателями на вертолетах «Си Кинг». Экипажу Ми-14ПС удалось поднять человека с помощью корзины за 10 секунд, тогда как команде «Си Кинга» потребовалось на это около 5 минут.

Кстати, у поляков с Ми-14 произошел уникальный случай. Экипаж выполнял полет над морем в 40 км от аэродрома, когда, очевидно, из-за отрыва куска хвостовой части лопасти началась сильнейшая тряска. После доклада о случившемся экипаж получил команду приводниться и покинуть борт, воспользовавшись спасательными средствами. Совершив посадку, командир направил вертолет к берегу, а сам с экипажем пересел на ходу в спасательную лодку, с которой их вскоре снял подоспевший Ми-14ПС. Волнение моря было небольшим, и покинутый вертолет потихоньку самостоятельно рулил в течение нескольких часов. Он почти добрался до берега, но закончилось топливо, двигатели выключились, произошла разбалансировка лопастей в момент остановки двигателей и машина опрокинулась и затонула.

В настоящее время Ми-14 в России сняты с вооружения. А на Украине скоро авиации как таковой вообще не останется.

ЛТХ:

Модификация: Ми-14ПС
Диаметр несущего винта, м: 21,29
Диаметр рулевого винта, м: 3,91
Длина, м: 18,38
Высота, м: 6,93
Масса, кг
-пустого: 8821
-максимальная взлетная: 13400
-максимальная взлетная: 14000
Внутренние топливо, л: 3795
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117М
-мощность, л.с.: 2 х 1950
Максимальная скорость, км/ч: 230
Крейсерская скорость, км/ч: 215
Практическая дальность, км: 1200
Практический потолок, м: 4000
Статический потолок, м: 1600
Экипаж, чел: 4
Полезная нагрузка: до 19 человек или 3000 кг груза.

1.Ми-14ПС на стоянке.

Ми-14ПС на стоянке.

2.Ми-14ПС на стоянке.

Ми-14ПС на стоянке.

3.Ми-14ПС ВМФ СССР на рулежке.

Ми-14ПС ВМФ СССР на рулежке.

4.Ми-14ПС ВМФ РФ в полете.

Ми-14ПС ВМФ России в полете.

5.Ми-14ПС ЧФ.

Ми-14ПС ВМФ СССР проводит спасательные работы.

5а.Ми-14ПС ВМФ СССР.

Ми-14ПС ВМФ СССР проводит спасательные работы.

6.Ми-14ПС Сербии.

Ми-14ПС военно-морских сил Сербии.

7.Поисково-спасательный Ми-14 ВМС Польши. На 2-м плане Ми-14ПЛ.

Поисково-спасательный Ми-14ПС ВМС Польши. На 2-м плане Ми-14Э.

8.Поисково-спасательный Ми-14 ВМС Польши.

Ми-14ПС ВМС Польши.

9.Ми-14ПС авиации ТОФ. Рисунок.

Ми-14ПС авиации ТОФ. Рисунок.

.

.

Список источников:
Авиация и Время. Александр Брндарев, Игорь Величко. «Четырнадцатая» Миля.
Авиация и Время. Александр Гаврилюк. Вертолет и Море.
Крылья Родины. Вадим Михеев. Амфибия Ми-14.
Вадим Михеев. МВЗ им.М.Л.Миля 50 лет.
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Миль Ми-14.
Александр Мельников. Современная авиация России. Ми-14.
Техника и вооружение. Анатолий Артемьев. Морские вертолёты.