Двигатель внутреннего сгорания для дирижабля О.С.Костовича.

Разработчик: О.С.Костович
Страна: Российская Империя
Год постройки: 1884

В 1879 году О.С.Костович приступил к разработке двигателя внутреннего сгорания с циклом Отто и применением жидкого легкого топлива.

В 1880 году Костович изготовил уменьшенную модель двигателя с двумя цилиндрами. Успешные испытания дали уверенность в возможности создания более мощного мотора для дирижабля и для подводной лодки, проект которой он вторично представил Морскому ведомству в том же году, а в начале следующего установил двухцилиндровый движок на катер собственной конструкции. Проба новинки позволила сконструировать комбинацию из четырех таких моторов.

В 1882 году О.С.Костович разработал проект дирижабля, постройка которого (под названием «Россия») началась на Малоохтинской судостроительной верфи в Петербурге в августе 1882 года. Для дирижабля Костович сконструировал бензиновый двигатель.

В 1884 году двигатель был построен, испытания и доводка продолжались до 1885 года. В результате при массе 240 кг был создан 80-сильный бензиновый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) с электрическим зажиганием. ДВС с совокупностью таких прогрессивных свойств тогда не существовало. Костович впервые на ДВС применил электрическое зажигание и встречное движение поршней в оппозитно расположенных цилиндрах. Первая новация вскоре стала общей для всех ДВС, а вторую спустя сорок лет, в 1920 году, запатентовала знаменитая авиационная фирма Г.Юнкерса. По аналогичной схеме были сделаны многие дизельные моторы.

Также впервые в качестве топлива предлагалось использовать бензин, до этого употребляемый в хозяйстве лишь домохозяйками и косметологами.

Двигатель Костовича представлял собой восьми-цилиндровый двигатель с горизонтальным расположением цилиндров, соединенных в две группы по четыре цилиндра. Кинематическая схема двигателя Костовича во многом напоминала паровую машину. Такая схема не позволяла сделать мотор компактным и, конечно, утяжеляла, усложняла его. Пары оппозитно расположенных цилиндров были установлены на общей станине, а движение всех поршней передавалось общему коленвалу и связанному с ним цепной передачей кулачковому валу.

Топливовоздушная смесь из карбюратора поступала к впускным клапанам цилиндров по четырем патрубкам через дроссельные краны. Зажигание — электрическое, током низкого напряжения с применением подвижных контактов. Охлаждение цилиндров — водяное. Смазка трущихся поверхностей осуществлялась масленками. Для равномерности хода двигателя использовался маховик больших размеров.

После неудачи с постройкой дирижабля «Россия» Огнеслав Стефанович пытался наладить производство своих двигателей в качестве стационарных. Известно, что в 90-х годах один из них мощностью в 64 л.с. работал на заводе Костовича в Рыбацком. Несколько двигателей меньшей мощности строились по заказам. Но широкого распространения мотор не получил.

Уже в советское время о моторе Костовича стали писать, что он — первый в мире бензиновый двигатель внутреннего сгорания, о том, что сведения о засекреченном двигателе Костовича неведомыми путями стали известны в Германии (данное утверждение небезосновательно, поскольку в военном министерстве и русских научных кругах на тот момент было немало немцев). Факты этого не подтверждают, что, впрочем, нисколько не умаляет заслуг О.С.Костовича. Следует отметить, что практически сразу двигатель Костовича был засекречен и вплоть до 1947 года он находился в помещениях ремонтного завода при Охтинской судоверфи Санкт-Петербурга.

Позже он был представлен в музее при Военно-воздушной академии в подмосковном городе Монино (экспозиция «Авиадвигатели»). B 1965 году было изготовлено два макета двигателя, с помощью которых посетителям музея демонстрировали работу двигателя внутреннего сгорания О.С.Костовича.

Известно, что 14 мая (по старому стилю) 1888 года Костович обратился в Департамент торговли и мануфактур, ведавший патентными делами, с прошением о выдаче ему десятилетней привилегии на «…усовершенствованный двигатель, действующий бензином, керосином, нефтяным, светильным и другими газами и взрывчатыми веществами». Тогда же Костович обратился за патентами на свой двигатель в США и Англию, причем, получил их даже раньше, чем в России. Русскую привилегию (патент) ему выдали только 4 ноября 1892 года.

Журнал «Всемирное техническое обозрение» за 1914 год сообщал: «В 1884 г. был сделан спроектированный Костовичем …первый в России бензиновый двигатель внутреннего сгорания.» Он был 4-тактным, 8-цилиндровым, с водяным охлаждением. Мощность двигателя составляла 80 л.с. при массе двигателя 240 кг (эти показатели были даже лучшими, чем у первого двигателя Готлиба Даймлера!). Заявку на свой двигатель Костович подал 14 мая 1888 года, а патент получил в 1892 году.

1.Двигатель О.С.Костовича.

Двигатель О.С.Костовича.

2.О.С.Костович у своего двигателя.

О.С.Костович у своего двигателя.

Двигатель Костовича в музее ВВС Монино.

4.Двигатель Костовича в музее ВВС Монино..jpeg

Двигатель Костовича в музее ВВС Монино.

5.Двигатель Костовича в музее ВВС Монино.

Двигатель Костовича в музее ВВС Монино.

6.Средняя часть двигателя Костовича

Средняя часть двигателя Костовича.

7.Двигатель О.С.Костовича. Схема.

Двигатель О.С.Костовича. Схема.

.

.

Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
Г.Черненко. Двигатель для дирижабля «Россия».
Г.А.Давыдов. Двигатель внутреннего сгорания О.С.Костовича. Памятники науки и техники.
Архив ЦГАКФФД.