Авиационные, звездообразные двигатели стационарного типа с водяным охлаждением «Salmson» (Сальмсон).

«Societe des Moteurs Salmson» — французская компания, существовавшая с 1890 года по 1961 год. Фирма была основана инженером Эмилем Сальмсоном (Emile Salmson, 1858-1917) в 1890 году в Париже, для выпуска паровых машин и центробежных насосов для железных дорог и по военным заказам. В 1896 году к Сальмсону присоединились инженеры Жорж Кантон (George Canton) и Джордж Юн (Georg Unné), они стали ее совладельцами и фирма получила наименование Emile Salmson & Cie. В Париже не было места для расширения производства, и фирма переехала в его пригород г. Булонь-Бийянкур (Boulogne-Billancourt). С началом ХХ века фирма расширила сферу деятельности и приступила к производству двигателей внутреннего сгорания и подъемных механизмов.

В 1908 году фирма спроектировала и построила свой первый экспериментальный двигатель для самолетов — Тип А. Это был безкривошипный «бочкообразный» мотор, который стал прототипом для нескольких последующих изделий фирмы. Целью их совершенствования, и всей технической политики фирмы на ближайшие 10 лет стало, прежде всего, наращивание мощности.

Первым серийным мотором фирмы стал Тип А9, построенный в количестве 30 экземпляров в 1912-1914 годах (мотор А7 выпущен в количестве 5 шт. только для стендовых испытаний). В 1912 году был построен мотор С9 — первый звездообразный двигатель жидкостного охлаждения этой фирмы. В дальнейшем на период Первой Мировой войны эта схема для предприятия станет основной.

Этот звездообразный, 9-цилиндровый, стационарного типа двигатель с водяным охлаждением, мощностью 150 л.с., имевший два поплавковых карбюратора типа «Зенит», считался надежным и экономичным.

Продолжительность его непрерывной работы составляла 10-15 часов, переборка требовалась через 200-300 часов.

Недостатками двигателя были громоздкость и сложность в ремонте из-за большого количества деталей, однако стоит отметить, что не смотря на обилие деталей, он был несложен в производстве и его выпуск не требовал большого количества высокоточного оборудования.

В 1917 году в Москве за Семеновской заставой был построен завод общества «Сальмсон». Как и завод «Гном», он находился в руках иностранного капитала. Техническое руководство им осуществлялось представителями французской фирмы «Societe des Moteurs Salmson». На территории завода находилось здание из шести комнат и большой кирпичный сарай. В них и размещались все основные заводские цехи. Во время войны были заново выстроены механический корпус, слесарная мастерская и испытательная станция. В годы Первой Мировой войны это был единственный тип авиадвигателя, который стабильно выпускался на российских заводах крупными партиями. Основным потребителем двигателей данного типа, в Российской Империи, являлся самолетостроительный завод «Дукс».

Двигатель «Salmson» устанавливался на самолетах типа «Вуазен», «Фарман-27» и «-30», Анатра «Анасаль» «Илья Муромец» и др.

1.Двигатель Salmson Р9.

Двигатель «Salmson Р9».

4.Двигатель Salmson Р9 в экспозиции музея.

Двигатель «Salmson Р9».

2.Двигатель Salmson Р9.

Двигатель «Salmson Р9» на самолете.

3а.Двигатель Salmson Р9 с радиаторами типа Хазет.

Двигатель «Salmson Р9» с радиаторами типа «Хазет».

3б.Установка двигателя Salmson на самолет М-9.

Установка двигателя «Salmson» на гидросамолет М-9.

3в.Мотористы 7-й авиароты в мастерской у двигателя Salmson Р9.

Мотористы 7-й авиароты в мастерской у двигателя «Salmson Р9».

5.Salmson Р9 (150 л.с.). Чертеж 1.

Двигатель «Salmson Р9» (150 л.с.). Чертеж 1.

6.Salmson Р9 (150 л.с.). Чертеж 2.

Двигатель «Salmson Р9» (150 л.с.). Чертеж 2.

.

.

Список источников:
В.Кондратьев. Фронтовые самолеты Первой мировой войны.
Журнал «Двигатель» №№ 5-6 за 2000 г.
П.Д.Дузь. История воздухоплавания и авиации в России.