Ротативные авиационные двигатели «Gnome» (Гном).

Первый вполне надежный и работоспособный авиационный ротативный двигатель, названный «Gnome», сконструировал в 1908 году французский инженер Лаурен Сегин. В предвоенные годы этот двигатель получил широкое распространение и повсеместное признание в авиационных кругах. На ротативных двигателях фирмы «Societe des Moteurs Gnome» с воздушным охлаждением летало большинство французских, английских, итальянских и русских аэропланов. Моторы Сегина строились в пяти- и семицилиндровых вариантах. В первом случае их мощность составляла 50-60 л.с., масса — 76 кг, во втором — соответственно — 70-80 л.с. и 94 кг.

Двигатель «Gnome» был один из нескольких популярных роторных двигателей военных самолетов времен Первой Мировой войны. Коленчатый вал этого двигателя крепился к корпусу самолета, в то время как картер и цилиндры вращались вместе с пропеллером. Двигатель уникален тем, что его впускные клапана расположены внутри поршня. Работа данного двигателя осуществляется по всем известному циклу Отто. В каждой заданной точке каждый цилиндр двигателя находится в различной фазе цикла.

Преимущества данного двигателя:
-нет необходимости в установке противовесов;
-цилиндры постоянно находятся в движении, что создает хорошее воздушной охлаждения, что позволяет избегать системы жидкостного охлаждения;
-вращающиеся цилиндры и поршни создают вращающийся момент, что позволяет избегать применение маховика.

Недостатки:
-усложняет маневрирование самолета из-за т.н. гироскопического эффекта;
-плохая система смазки, поскольку центробежные силы заставляи смазочное масло скапливать на перефирии двигателя. Масло приходилось смешивать с топливом для обеспечения надлежащего смазывания.

В дальнейшем на базе «Gnome» был разработан ротативный двигатель «Gnome Omega», имевший немалое количество модификаций и устанавливавшийся на самые различные самолеты. Известны так же другие массово производившиеся двигатели этой фирмы. Например, «Gnome 7 Lambda» – семицилиндровый, мощностью 80 л.с. и его продолжение «Gnome 14 Lambda-Lambda» (160 л.с.), двухрядный ротативный двигатель с 14-ю цилиндрами.

Фирмы «Societe des Moteurs Gnome» и «Sociеtе des Moteurs Le Rhоne» первоначально соперничали, но потом объединились и с 1915 года уже работали совместно под названием «Sociеtе des Moteurs Gnome et Rhоne».

Двигатель «Gnome» мощностью 70 л.с.

1.Двигатель Gnome 70 л.с. 2

Двигатель «Gnome» мощностью 70 л.с.

2.Двигатель Gnome 70 л.с. 1

Двигатель «Gnome» мощностью 70 л.с.

3.Gnome 70 л.с. на стенде.

Двигатель «Gnome» мощностью 70 л.с. на испытательном стенде.

4.Двигатель Gnome 70 л.с. 3

Двигатель «Gnome» мощностью 70 л.с. на испытательном стенде.

6.Двигатель Gnome 70 л.с. на стенде. 1910 г.

Двигатель «Gnome» мощностью 70 л.с. на испытательном стенде.

5.Двигатель Gnome 70 л.с. на стенде.

Двигатель «Gnome» мощностью 70 л.с. на испытательном стенде.

7.Двигатель Gnome 50 л.с. Схема 1.

Двигатель «Gnome» мощностью 50 л.с. Схема 1.

8.Двигатель Gnome 50 л.с. Схема 2.

Двигатель «Gnome» мощностью 50 л.с. Схема 2.

9.Двигатель Gnome 7 Omega.

Двигатель «Gnome 7 Omega».

10.Двигатель Gnome 7 Omega Lambda на самолете

Двигатель «Gnome 7 Omega Lambda» на самолете (без капота).

.

.

Список источников:
В.Кондратьев. Фронтовые самолеты Первой мировой войны.
Журнал «Двигатель» №№ 5-6 за 2000 г.
Фотоархив Петра Заики.