Ротативные авиационные двигатели «Le Rhone» (Рон).

Ещё одной французской фирмой, производившей ротативные двигатели была фирма «Sociеtе des Moteurs Le Rhоne», начавшая свою работу с 1910 года. Одними из самых известных ее двигателей были «Le Rhоne 9C» (мощность 80 л.с.) и «Le Rhone 9J» (110 л.с.). Характерной их особенностью было наличие специальных трубопроводов от картера к цилиндрам для подвода топливо-воздушной смеси (немного похоже на входные коллектора современных ДВС). Кроме того, усовершенствованный игольчатый карбюратор обеспечивал устойчивую работу мотора на всех режимах полета, что особенно важно для истребителей.

Более надежные и экономичные двигатели «Le Rhone» в 1916-1917 годах постепенно вытеснил двигатели «Gnome» из фронтовой авиации. Раннюю семи-цилиндровую модификацию «Le Rhone» вскоре сменил девяти-цилиндровый «Le Rhone 9С» (мощность — 80 л.с., масса — 111 кг). Но самым распространенным ротативным двигателем стал «Le Rhone 9J». Благодаря увеличению объема цилиндров и числа оборотов он достиг мощности 120 л.с., потяжелев при этом до 147 кг.

Существовали также 110-сильная и 130-сильная модификации. В Германии под маркой «Oberursel» крупными сериями выпускались копии различных версий двигателей «Gnome» и «Le Rhone», на которых летало большинство ранних истребителей Энтони Фоккера.

Фирмы «Sociеtе des Moteurs Le Rhоne» и «Societe des Moteurs Gnome» первоначально соперничали, но потом объединились и с 1915 года уже работали совместно под названием «Sociеtе des Moteurs Gnome et Rhоne». Это объединение, практически сразу принесло положительные плоды — компания стала лидером по производству авиационных двигателей, основная часть которых поступала в армии стран Антанты. Двигатель 9J был, вобщем-то, уже их совместным продуктом.

Двигатель 9J был экономичнее и надёжнее предшественников — усовершенствованный игольчатый карбюратор обеспечивал устойчивую работу мотора на всех режимах полета. К особенностям мотора также можно отнести наличие управляемых впускных клапанов в головках цилиндров и специальных трубопроводов от картера к цилиндрам для подвода топливо-воздушной смеси.

Двигатель «Le Rhone 9J» по лицензии производился в Российской Империи, а затем в период 1925-1927 годов, под наименование М-2 в Советской России. Наиболее массово двигатель М-2 применялся на учебном самолете У-1.

1.Двигатель Le Rhone 9C

Двигатель «Le Rhone 9C».

2.Двигатель Le Rhone 9C.

Двигатель «Le Rhone 9C».

Двигатель «Le Rhone 9C», Центральный дом авиации и космонавтики.

Двигатель «Le Rhone 9C», Центральный дом авиации и космонавтики.

Двигатель «Le Rhone 9C», Центральный дом авиации и космонавтики.

Управляемый впускной клапан в головке цилиндра двигателя «Le Rhone 9C».

3.Двигатель Le Rhone 9J.

Двигатель «Le Rhone 9J».

4.Двигатель Le Rhone 9J.

Двигатель «Le Rhone 9J».

5.Открытый картер двигателя Le Rhône 9J.

Открытый картер двигателя «Le Rhône 9J».

Двигатель «Le Rhone 9J» (110 л.с.), Центральный музей ВВС России, Монино.

Управляемый впускной клапан в головке цилиндра двигателя «Le Rhone 9J» (110 л.с.).

.

.

Список источников:
Журнал «Двигатель» №№ 5-6 за 2000 г.
В.Кондратьев. Фронтовые самолеты Первой мировой войны.
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.