Учебно-тренировочный самолет У-1.

Разработчик: Поликарпов
Страна: РСФСР
Первый полет: 1921 г.0.У-1

В 1913 году конструктор-любитель, а впоследствии известный авиапромышленник Элиот Вердон Ро разработал новый самолет «Авро» и основал свою фирму. Боевые успехи британских пилотов в годы Первой Мировой войны сделали машине хорошую рекламу. По английской лицензии ее строили в Австралии, Канаде, США, Египте, Японии. В годы гражданской войны на «Авро» воевали интервенты и белогвардейцы. Летом 1919 года в районе Петрозаводска был подбит такой самолет и его доставили в Москву на завод «Дукс». Группа молодых конструкторов под руководством Н.Поликарпова сняла чертежи со всех деталей и агрегатов и впоследствии на петроградском заводе «Красный летчик» долгое время выпускался аппарат под названием У-1 (учебный, первый) для летчиков Красной Армии.

У-1 с двигателем М-2 мощностью 120 л.с. — самолет для первоначального обучения, применялся у нас в 1921-1932 годах, после чего был полностью заменен самолетом У-2, хотя последние У-1, учебные и рулежные просуществовали в аэроклубах почти до 1935 года.

Схема У-1 — двухместный двухстоечный биплан с 30-ти градусным выносом верхнего крыла и с относительно длинным фюзеляжем без воздушного киля, с небольшим рулем направления. Конструкция характерна отсутствием фанеры, но в исходных образцах применялись красное дерево, медное литье, был ряд других особенностей. Лонжероны крыльев — бруски, фрезерованные, у нас делались из сосны. Площадь крыльев — 33 кв. м. Шасси было своеобразное с противокапотажным ясеневым брусом, нигде больше в наших самолетах не встречавшееся.

Освоение серийного производства У-1 было начато на авиазаводе № 5, но после нескольких первых экземпляров производство этого самолета с 1923 года было передано на авиазавод «Красный летчик» в Петрограде.

Его летно-технические данные позволяли выполнять все фигуры пилотажа, включенные в программу первоначального обучения. Вместе с тем У-1 не прощал невнимательности и грубых ошибок в технике пилотирования. Обучение начиналось с освоения руления. Для этого выделялись старые, отлетавшие свой срок машины, с которых снималась часть обшивки крыльев.

С двигателем мощностью в 120 л.с. самолет развивал максимальную скорость в 135 км/час, посадочная не превышала 70 км/час, разбег и пробег — около 100 м. Вес пустого самолета — 600-610 кг, взлетный — 840-850 кг. Заводы выпустили около 700 машин этого типа.

Первый год эксплуатации У-1 показал, что он полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к учебным самолетам. Поэтому было принято решение — выпустить поплавковый вариант машины для обучения морских летчиков.

Среди легких машин, строившихся в первые годы Советской власти, специализированному учебному самолету У-1 принадлежит особое место. После 1922 года он на несколько лет стал основным самолетом первоначального обучения. На нем прошли подготовку в летных школах и аэроклубах тысячи летчиков. Постройка и совершенствование У-1 является заслугой коллективов технических отделов ряда авиазаводов, в первую очередь завода «Красный летчик».

На самолете У-1 в 1931 году (с марта) инженеры В.И.Дудаков и В.А.Константинов провели очень удачные опыты с пороховыми ракетными ускорителями взлета. Время разбега было всего 1,5 с. Летчиком С.И.Мухиным было выполнено около ста взлетов. Опыты проводились впервые в мире.

ЛТХ:

Модификация: У-1
Размах крыла, м: 10,85
Длина, м: 8,78
Высота, м: 3,21
Площадь крыла, м2: 30,00
Масса, кг
-пустого самолета: 600
-нормальная взлетная: 840
Тип двигателя: 1 х ПД М-2
-мощность, л.с.: 1 х 120
Максимальная скорость, км/ч: 137
Крейсерская скорость, км/ч: 109
Практическая дальность, км: 185
Практический потолок, м: 4500
Экипаж, чел: 2.

1.Учебный самолет У-1 на летном поле.

Учебный самолет У-1 на летном поле.

2.У-1 в агитационном перелёте.1926 г.

У-1 в агитационном перелёте.1926 г.

2а.У-1 Харьковская Правда.

Учебно-тренировочный самолет У-1 «Харьковская Правда».

3.Ленинградская школа летчиков. Курсанты проводят работы на самолетах У-1. 1933 г.

 Курсанты проводят работы на самолетах У-1. Ленинградская школа летчиков, 1933 г.

4.Ленинградская школа летчиков. У-1 выруливает на старт. 1933 г.

 У-1 выруливает на старт. Ленинградская школа летчиков. 1933 г.

5.Ленинградская школа летчиков, постановка задачи инструкторам. На заднам плане У-1.

Постановка задачи летчикам-инструкторам. На 2-м плане самолеты У-1. Ленинградская школа летчиков, 1933 г.

5а.Ленинградская школа летчиков. Построние инструкторского состава. На 2-м плане самолеты У-1. 1933 г.

Постановка задачи летчикам-инструкторам. На 2-м плане самолеты У-1. Ленинградская школа летчиков, 1933 г.

6.Ленинградская школа летчиков. Учебные самолёты У-1, второй слева - У-2.

Учебные самолёты У-1, второй слева — У-2. Ленинградская школа летчиков, 1933 г.

7.Ленинградская школа летчиков. Учебные самолёты У-1, крайний справа - У-2.

 Учебные самолёты У-1, крайний справа — У-2. Ленинградская школа летчиков, 1933 г.

7а.Ленинградская школа летчиков. Группы курсантов у самолетов У-1.

Построение учебных групп курсантов у самолетов У-1. Ленинградская школа летчиков, 1933 г.

8а.Курсант В.П.Чкалов около самолета У-1.

В.П.Чкалов (крайний справа) у учебного самолета У-1.

8б.Я.И.Алкснис в задней кабине У-1

Командующий ВВС Я.И.Алкснис в задней кабине самолета У-1.

Самолеты У-1 на стоянках.

Учебные самолеты У-1 на стоянках.

10.Самолеты У-1 на стоянках.

Учебные самолеты У-1 на стоянках.

10а.Группа самолетов У-1 в полете.

Группа учебных самолетов У-1 в полете.

11.Стартовая ракета на самолете У-1

 Стартовая ракета на самолете У-1.

11а.Avro 504К

Английский самолет Avro-504.

11в.Avro 504. Рисунок.

Avro-504. Рисунок.

12а.У-1 Чекист-транспортник Украины. Рисунок.У-1 «Чекист-транспортник Украины». Рисунок.

12.У-1 Делегатка. Рисунок 2.  У-1 «Делегатка». Рисунок.

12б.Avro 504 в разрезе. Рисунок.

Avro-504 в разрезе. Рисунок.

13.У-1. Схема 2.

У-1. Схема 1.

14.У-1 (МУ-1). Схема.

У-1. Схема 2.

 

 

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Авиация и Время. Юрий Гугля. Сага о небесном тихоходе.
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. У-1.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Фотоархив Петра Заики.