Учебно-тренировочный самолет У-1.

Разработчик: Поликарпов
Страна: РСФСР
Первый полет: 1921 г.

В 1913 году конструктор-любитель, а впоследствии известный авиапромышленник Элиот Вердон Ро разработал новый самолет «Avro» (AIIiot Verdoп Roe, отсюда и обозначение самолета — Avro, Авро) и основал свою фирму. Боевые успехи британских пилотов в годы Первой Мировой войны сделали машине хорошую рекламу. По английской лицензии ее строили в Австралии, Канаде, США, Египте, Японии.

Прототип Avro 504.

Ранние серийные самолеты Avro 504А имели семицилиндровый двигатель «Gnome Monosoupape» (мощностью 80 л.с.), вместо двигателя «Gnome» стоявшего на прототипе. Вслед за Avro 504А появились:
— Avro 504В для эскадрильи ВМФ Великобритании с увеличенным килем и модифицированным хвостовым костылем;
— Avro 504С — одноместный вариант, выпущенный для ВМФ для антидирижаблевого патрулирования, и аналогичная одноместная модификация Avro 504D для ВВС Великобритании.

Avro 504А

Avro 504B

Avro 504С

Все они были оборудованы двигателем «Gnome Monosoupape» мощностью 80 л.с. Усиленный и модифицированный Avro 504С был использован для испытаний взлета с катапульты, и в такой форме аппарат был обозначен как Avro 504Н. Ранее был испытан Avro 504В с тормозными колесами шасси. Свое настоящее место — учебного самолета — Avro 504 занял после пришествия в 1916 году модели Avro 504J.

Avro 504J

Серийные самолеты начали поставляться с 1917 году, и среди подразделений, которые были укомплектованы новой моделью, была школа специальных полетов ВВС Великобритании. Именно в этой области преуспел Avro 504J, и на его производство последовали крупные заказы. Вследствие того, что Avro 504 изначально предназначался для использования в качестве фронтового самолета, были сделаны большие заказы на двигатели «Gnome Monosoupape» для этого самолета, но производство двигателей не поддерживалось соответствующим количеством самолетов. Излишек двигателей был востребован для установки их на новые самолеты, Avro 504J также выпускался с двигателями «Clerget» мощностью 130 л.с., и «Le Rhone», мощностью 110 л.с. или 80 л.с.

Необходимые модификации по подгонке планера самолета к различным двигателям были выполнены силами компании Avro, в результате появилась универсальная модель Avro 504К, работавшая с любым типом двигателя.

Avro 504K 

Avro 504K 

Avro 504K с двигателем «ABC Wasp».

В годы гражданской войны на «Авро» воевали интервенты и белогвардейцы. В 1919 году англичане поставили Северной армии генерала Е.К.Миллера несколько «Авро-504К». Один из самолетов был подбит и сел в районе Петрозаводска в расположении 1-й стрелковой дивизии. Командование Северного фронта Красной Армии поручило механику 6-го авиаремонтного поезда, красноармейцу Сергею Владимировичу Ильюшину, впоследствии выдающемуся авиаконструктору, вывезти новый для нашей авиации самолет из прифронтовой полосы в Москву.

Феликс Иванович Чуев в книге «Илюшин» так описывает эти события: «Ильюшин получил приказ: прибыть в район Петрозаводска, в расположение 1-й стрелковой дивизии, где, по донесению наземных войск, приземлился подбитый белогвардейский самолет новой конструкции.

«Поезда в то время ходили плохо, не то что теперь, — вспоминал Ильюшин. — Но самое трудное было не в этом, а в том, что самолет этот оказался далеко от железной дороги, в лесистой местности. Достать его оттуда не было никакой возможности. Пришлось его разобрать на месте, на себе перетащить по частям через непролазную грязь и лесные дебри до ближайшей просеки и уже по ней добраться на лошадях до железной дороги. Командир стрелковой дивизии выделил мне в помощь пятерых красноармейцев. Дни и ночи трудились мы в этом лесу почти без продуктов, но самолет все-таки вытащили, погрузили на поезд и повезли в Москву. По пути, вконец изголодавшиеся, продали последний кусок мыла и купили краюшку хлеба да две луковицы. Тем и подкрепились. В Москве этот самолет мы сдали на завод.

Забегая вперед, должен сказать, что трудились мы и терпели всякие лишения не зря. Самолет этот очень пригодился при разработке и постройке учебной машины, известной всем ветеранам нашей авиации под именем У-1, которая прожила большую жизнь. Применяли у нас этот самолет с 1922 по 1932 год в качестве основного самолета первоначального обучения. (Доставленный Ильюшиным самолет был английский «Авро-504К». — Ф.Ч.)

Как учебный самолет У-1 обладал хорошими качествами. На нем прошли обучение многие тысячи наших летчиков. За десять лет было выпущено значительное для того времени количество этих самолетов — около 700 машин. В 1930-х годах его заменил более совершенный поликарповский У-2».

Самолет доставили в Москву на завод «Дукс». Группа молодых конструкторов под руководством Н.Поликарпова сняла чертежи со всех деталей и агрегатов и впоследствии на петроградском заводе «Красный летчик» долгое время выпускался аппарат под названием У-1 (учебный, первый) для летчиков Красной Армии.

В.П.Иванов в книге «Неизвестный Поликарпов» писал: «С конца 1919 г. Поликарпов занимался разработкой чертежно-конструкторской документации по копированию самолета «Авро-504К», получившего у нас обозначение У-1. Машина была создана в 1913 г. конструктором-любителем, впоследствии авиапромышленником, Эллиотом Вердоном Ро по перспективной тогда схеме фюзеляжного биплана. После начала Первой мировой войны самолет использовался в качестве истребителя, разведчика, бомбардировщика. … С появлением более совершенных боевых самолетов на «Авро-504» вновь стали готовить летчиков. В Великобритании машина строилась во множестве модификаций вплоть до 1933 г.»

У-1 с двигателем М-2 мощностью 120 л.с. — самолет для первоначального обучения, применялся в авиации Красной Армии в 1921-1932 годах, после чего был полностью заменен самолетом У-2, хотя последние У-1, учебные и рулежные просуществовали в аэроклубах почти до 1935 года.

Схема У-1 — двухместный двухстоечный биплан с 30-ти градусным выносом верхнего крыла и с относительно длинным фюзеляжем без воздушного киля, с небольшим рулем направления. Конструкция характерна отсутствием фанеры, но в исходных образцах применялись красное дерево, медное литье, был ряд других особенностей. Лонжероны крыльев — бруски, фрезерованные, у нас делались из сосны. Площадь крыльев — 33 кв. м. Шасси было своеобразное с противокапотажным ясеневым брусом, нигде больше в наших самолетах не встречавшееся.

Освоение серийного производства У-1 было начато на авиазаводе № 5, но после нескольких первых экземпляров производство этого самолета было передано на авиазавод «Красный летчик» в Петрограде.

Его летно-технические данные позволяли выполнять все фигуры пилотажа, включенные в программу первоначального обучения. Вместе с тем У-1 не прощал невнимательности и грубых ошибок в технике пилотирования. Обучение начиналось с освоения руления. Для этого выделялись старые, отлетавшие свой срок машины, с которых снималась часть обшивки крыльев.

С двигателем мощностью в 120 л.с. самолет развивал максимальную скорость в 135 км/час, посадочная не превышала 70 км/час, разбег и пробег — около 100 м. Вес пустого самолета — 600-610 кг, взлетный — 840-850 кг. Заводы выпустили около 700 машин этого типа.

Первый год эксплуатации У-1 показал, что он полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к учебным самолетам. Поэтому было принято решение — выпустить поплавковый вариант машины для обучения морских летчиков.

Среди легких машин, строившихся в первые годы Советской власти, специализированному учебному самолету У-1 принадлежит особое место. После 1922 года он на несколько лет стал основным самолетом первоначального обучения. На нем прошли подготовку в летных школах и аэроклубах тысячи летчиков. Постройка и совершенствование У-1 является заслугой коллективов технических отделов ряда авиазаводов, в первую очередь завода «Красный летчик».

На самолете У-1 в 1931 году (с марта) инженеры В.И.Дудаков и В.А.Константинов провели очень удачные опыты с пороховыми ракетными ускорителями взлета. Время разбега было всего 1,5 с. Летчиком С.И.Мухиным было выполнено около ста взлетов. Опыты проводились впервые в мире.

ЛТХ:

Модификация: У-1
Размах крыла, м: 10,85
Длина, м: 8,78
Высота, м: 3,21
Площадь крыла, м2: 30,00
Масса, кг
— пустого самолета: 600
— нормальная взлетная: 840
Тип двигателя: 1 х ПД М-2
— мощность, л.с.: 1 х 120
Максимальная скорость, км/ч: 137
Крейсерская скорость, км/ч: 109
Практическая дальность, км: 185
Практический потолок, м: 4500
Экипаж, чел: 2.

Учебно-тренировочный самолет У-1.

1.Учебный самолет У-1 на летном поле.

Учебно-тренировочный самолет У-1 на летном поле.

2.У-1 в агитационном перелёте.1926 г.

У-1 в агитационном перелёте.1926 г.

2а.У-1 Харьковская Правда.

Учебно-тренировочный самолет У-1 «Харьковская Правда».

Учебно-тренировочный самолет У-1 «Марийский трудящийся».

3.Ленинградская школа летчиков. Курсанты проводят работы на самолетах У-1. 1933 г.

 Курсанты проводят работы на самолетах У-1. Ленинградская школа летчиков, 1933 г.

4.Ленинградская школа летчиков. У-1 выруливает на старт. 1933 г.

 У-1 выруливает на старт. Ленинградская школа летчиков. 1933 г.

5.Ленинградская школа летчиков, постановка задачи инструкторам. На заднам плане У-1.

Постановка задачи летчикам-инструкторам. На 2-м плане самолеты У-1. Ленинградская школа летчиков, 1933 г.

5а.Ленинградская школа летчиков. Построние инструкторского состава. На 2-м плане самолеты У-1. 1933 г.

Постановка задачи летчикам-инструкторам. На 2-м плане самолеты У-1. Ленинградская школа летчиков, 1933 г.

6.Ленинградская школа летчиков. Учебные самолёты У-1, второй слева - У-2.

Учебные самолёты У-1, второй слева — У-2. Ленинградская школа летчиков, 1933 г.

7.Ленинградская школа летчиков. Учебные самолёты У-1, крайний справа - У-2.

 Учебные самолёты У-1, крайний справа — У-2. Ленинградская школа летчиков, 1933 г.

7а.Ленинградская школа летчиков. Группы курсантов у самолетов У-1.

Построение учебных групп курсантов у самолетов У-1. Ленинградская школа летчиков, 1933 г.

Самолеты У-1 (слева самолет У-2) лётной школы ОСОАВИАХИМа им. П.И.Лозовского Государственного завода № 22. Москва, Фили, 1934 г.

Учлеты Качинского училища у самолета У-1.

8а.Курсант В.П.Чкалов около самолета У-1.

В.П.Чкалов (крайний справа) у учебного самолета У-1.

8б.Я.И.Алкснис в задней кабине У-1

Командующий ВВС Я.И.Алкснис в задней кабине самолета У-1.

Учебные самолеты У-1 на стоянке, два из них — «Работница» и «Делегатка», построены на пожертвования советских женских организаций.

10.Самолеты У-1 на стоянках.

Учебные самолеты У-1 на стоянках.

10а.Группа самолетов У-1 в полете.

Группа учебных самолетов У-1 в полете.

11.Стартовая ракета на самолете У-1

 Стартовая ракета на самолете У-1.

11а.Avro 504К

Английский самолет Avro-504К.

Английский самолет Avro-504К.

11в.Avro 504. Рисунок.

Avro-504. Рисунок.

12а.У-1 Чекист-транспортник Украины. Рисунок.У-1 «Чекист-транспортник Украины». Рисунок.

12.У-1 Делегатка. Рисунок 2.  У-1 «Делегатка». Рисунок.

12б.Avro 504 в разрезе. Рисунок.

Avro-504 в разрезе. Рисунок.

У-1 (МУ-1). Схема.

14.У-1 (МУ-1). Схема.

У-1 (МУ-1). Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Авиация и Время. Юрий Гугля. Сага о небесном тихоходе.
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. У-1.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
LIVEJOURNAL. FOTO_HISTORY. Качинское лётное училище, 1923.
Фотоархив Петра Заики.
Сайт «Уголок неба». 2018 г. страница: «Avro 504A(K)».
Ф.И.Чуев. Ильюшин.
В.П.Иванов. Неизвестный Поликарпов.
Материалы форума сайта выпускников Борисоглебского ВВАУЛ. Валерий Павлович Чкалов биография.