Поршневой авиационный двигатель АМБС-1.

Разработчик: А.А.Микулин, Б.С.Стечкин
Страна: Российская Империя
Год постройки: 1916 

В 1915 году А.А.Микулин вместе с Б.С.Стечкиным приступил к проектированию и постройке оригинального двухтактного двигателя АМБС-1 (по инициалам конструкторов: Александр Микулин Борис Стечкин — первый) мощностью 300 л.с., который должен был превосходить по своим показателям все известные в то время моторы.

АМБС-1 был построен в 1916 году и собран в сарае на территории ИТУ (Императорское техническое училище). Его отличительной особенностью было применение непосредственного впрыска топлива в цилиндры. Другой существенной особенностью мотора являлось расположение цилиндров противоположно друг другу. Шатуны вращали не обычный коленвал, а специальную шайбу сложной конфигурации, которая преобразовывала поступательное движение шатунов во вращательное движение вала мотора.

Двигатель успешно запустился, но проработал… всего три минуты, так как погнулись шатуны. Впоследствии Александр Александрович (довольно неохотно) рассказывал, что материалы, из которых изготовили детали двигателя, были взяты некачественные, без предварительной проверки свойств, что и погубило в техническом плане весь проект.
Попытка довести мотор не увенчалась успехом еще и по «финансово-политическим» соображениям: в феврале 1917 года, сразу после февральского переворота, Лебеденко со всеми деньгами, полученными от военного ведомства, бежал за границу. Несмотря на неудачу, работа над мотором АМБС-1, несомненно, может считаться началом реальной конструкторской деятельности Микулина в области моторостроения.

АМБС-1. Схема 1.

АМБС-1. Схема 1.

АМБС-1. Схема 2

АМБС-1. Схема 2.

.

.

Список источников:
Сайт «Военная литература» (militera.lib.ru).
Лев Берне, Владимир Перов. Александр Микулин — человек-легенда.