Поршневой авиационный двигатель М-13.

Разработчик: проф. Н.Р.Бриллинг
Страна: СССР
Год постройки: 1927 г.

В преддверии первой пятилетки, в 1927 году, инженер НАМИ — Николай Романович Бриллинг лично возглавил процесс конструирования первого русского авиационного мотора, получившего наименование М-13, мощностью 700 л.с. С его созданием советское авиационное моторостроение и авиастроение в целом должны были сделать важный рывок. По расчетной мощности бриллинговский мотор мог опередить лучшие зарубежные авиадвигатели. Разработкой чертежей мотора руководил Микулин. Опытные образцы рассчитывали собирать на моторном заводе имени М.В.Фрунзе, образованном путем слияния заводов «Мотор» и «Икар» с последующей их реконструкцией. В 1928 году три первых опытных мотора М-13 прибыли для испытания в НАМИ.

Уже первые испытания новинки привели к разочарованию: М-13 смог развить мощность не более 600 л.с. Дальше начались еще более крупные неприятности. В ходе работы мотор начал разрушаться: тарелки клапанов отрывались от стержней и смятые поршнями, вылетали в коллектор. То же произошло со вторым и третьим опытными экземплярами.

Неудача с М-13 подорвала веру в возможность создания мощного авиационного мотора своими силами. Этой точки зрения придерживался и новый руководитель НАМИ Зелинский. Но Микулин отступать не намеревался. Логика его была железной. Он считал, что чем больше будет разобрано действующих иностранных моторов, тем быстрее он поймет как именно их надо делать.

.

.

Список источников:
И.Шипилов. Советская авиация в 1926-1929 годах. «Вестник воздушного флота» № 9 за 1952 г.
Лев Берне, Владимир Перов. Александр Микулин — человек-легенда.