Дизельный авиационный двигатель М-30 (АЧ-30).

Разработчик: А.Д.Чаромский
Страна: СССР
Год постройки: 1940

Двигатель М-30 проектировался в ОТБ НКВД уже коллективом «зэков» во главе с Чаромским, с учетом выявленных недостатков двигателя М-40. В частности, были сконструированы моноблоки цилиндров (один из дефектов М-40 — выбивание алюминиевой прокладки в газовом стыке блоков), применен более жесткий коленчатый вал, новые шатуны и усиленный картер мотора, в конструкции которых учитывался французский опыт.

Для этого Чаромскому и его сотрудникам пришлось тщательно (и в который раз) изучить все «тонкости» мотора «Hispano-Suiza» HS12Y, который стал основой для целого семейства отечественных авиадвигателей М-100/М-105.

В декабре 1940 года М-30 прошел 100-часовые государственные испытания, а в июне 1941 года — комиссионные 150-часовые испытания на станке. Собственно развитие обеих моделей (М-40 и М-30) велось в одном генеральном направлении: при сохранении рабочего объема, диаметра цилиндра и хода поршня конструкторы добивались повышения взлетной мощности и высотности мотора за счет использования двухступенчатых турбокомпрессоров, т.е. хода, известного заграницей с 1918 года. В дальнейшем и такое решение было признано ошибочным, началась лихорадочная свистопляска с ПЦН, и комбинаторикой ПЦН с турбоннадувом.

До конца войны с той или иной интенсивностью работы на авиационными дизелями продолжались, однако ни о какой приемлемой надежности отечественных авиационных дизельных моторов говорить не приходилось.

В общем и целом, следует признать, что нормально работающий авиационный дизель в СССР сделать не смогли. Максимальным выходом от громадного объема проведенных работ и затраченных средств стал — М-50 (реверсивный вариант М-40 т.е: АН-1РТ) применявшийся как судовой в весьма ограниченном количестве. Несколько десятков бомбардировщиков Ер-2 с дизелями Чаромского АЧ-30Б совершили всего 75 боевых самолето-вылетов. За годы войны выпущено более 1500 двигателей АЧ-30Б. Затем вся эта груда дорогостоящего металла (цена одного АЧ-30Б во время войны достигало 280 тыс. рублей) пошла в переплавку.

После окончания войны выпуск авиадизелей АЧ-30Б был прекращен, а самолет Ер-2 в 1946 году снят с производства.

1.Авиационный дизель М-30.

Авиационный дизель М-30.

2.Авиационный дизель АЧ-30Б

Авиационный дизель АЧ-30Б.

4.Дизель АЧ-30Б на Ер-2.

Дизель АЧ-30Б на Ер-2.

3.Авиационный дизель М-30 (АЧ-30Б) в музее ВВС Монино

Авиационный дизель М-30 (АЧ-30Б) в музее ВВС Монино.

Авиационный дизель М-30 (АЧ-30Б) в музее ВВС Монино.

5.Авиационный дизель М-30 (АЧ-30Б) в музее ВВС Монино

Авиационный дизель М-30 (АЧ-30Б) в музее ВВС Монино.

Авиационный дизель М-30 (АЧ-30Б) в музее ВВС Монино

Авиационный дизель М-30 (АЧ-30Б) в музее ВВС Монино.

.

.

Список источников:
В.Котельников. Отечественные поршневые авиационные моторы.
В.Котельников, А.Медведь. Авиационные дизели, или Тернистый путь А.Д.Чаромсого.