Дизельный авиационный двигатель М-40.

Разработчик: В.М.Яковлев
Страна: СССР
Разработка 1938 года.

Осенью 1938 года Чаромский и ряд других сотрудников ЦИАМ как «враги народа» очутились в «шарашке» — ОТБ НКВД при заводе № 82. Работы над АН-1 велись уже В.М.Яковлевым.

В 1940 году АН-1РТК переименовали в М-40. Двигатель М-40 обеспечивал мощность 1000 л.с. до высот 5,5-6 км, взлетная мощность — 1250 л.с.

М-40Ф — форсированная до 1500/1250 л.с. версия «сорокового», 1940 год. Ее (опять) решили выпускать серийно. Далее все пошло по следующему сценарию: завод в 1940 году ничего не произвел, двигатель провалил госиспытания и т.д. В результате ТБ-7 взлетел не с серийными М-40Ф, как это предусматривалось планами, а с собранными в ЦИАМ более-менее доведенными М-40.
В январе-феврале 1941 года ТБ-7 с М-40 прошел государственные испытания. Апрель 1941 года — начало испытаний Ер-2 с М-40Ф.

После неудачного налета группы ТБ-7 (часть из которых была с дизелями Яковлева) на Берлин, работы над М-40Ф были прекращены.

Авиационный дизель М-40Ф.

.

.

Список источников:
В.Котельников. Отечественные поршневые авиационные моторы.
В.Котельников, А.Медведь. Авиационные дизели, или Тернистый путь А.Д.Чаромсого.