Поршневой авиационный двигатель АИ-26ГР (М-26ГР).

Разработчик: ОКБ А.Г.Ивченко
Страна: СССР
Построен: 1946 г.

5 мая 1945 года приказом № 193 Народного комиссара авиационной промышленности СССР А.И.Шахурина на заводе № 478 было создано опытно-конструкторское бюро по разработке новых и модернизации ранее созданных авиационных двигателей средней и малой мощности для гражданской авиации. Начальником ОКБ был назначен кадровый конструктор завода Александр Георгиевич Ивченко, ставший впоследствии генеральным конструктором предприятия.

В 1946 году в ОКБ был создан двигатель М-26ГР мощностью 500 л.с. Практически представляет собой «половинку» (один ряд цилиндров) двигателя АШ-82 без системы наддува. Это был первый в мире поршневой двигатель воздушного охлаждения, специально предназначенный для вертолетов.

АИ-26ГРФ не отличался конструктивно от АИ-26ГР, но был форсирован до 550 л.с. взлётной мощности. Устанавливался на опытные вертолёты Б-5, Б-10 и Б-11 (конструкции Братухина), АИ-26ГРФЛ — модификация АИ-26ГРФ с увеличенной до 575 л.с. мощностью; устанавливался на опытный вертолёт Як-100.

Двигателю присваивается индекс «АИ» — АИ-26ГР.

Особенностью семи-цилиндрового АИ-26ГР было наличие специального углового редуктора, который передавал вращение в двух направлениях — к несущему винту вертолета и на синхронизационный вал. Охлаждение цилиндров этого мотора осуществлялось принудительно осевым вентилятором.

Значительным достижением по тем временам стало создание двигателя АИ-26В, предназначенного для первого в СССР серийного вертолета Ми-1. АИ-26В — модификация АИ-26ГРФ. АИ-26В имел угловой редуктор с выводом мощности на вертикальный вал, комбинированную муфту включения трансмиссии и свободного хода, осевой вентилятор для принудительного охлаждения. За создание этого мотора главный конструктор А.Г.Ивченко, главный конструктор А.М.Анашкин и ведущий конструктор В.А.Лотарев были удостоены Государственной премии СССР.

Всего было изготовлено более 4000 двигателей АИ-26 различных модификаций.

ТТХ:

Модификация: АИ-26В
Тип: звездообразный
Сухой вес, кг: 395
Объём, л: 20,6
Диаметр цилиндров, мм: 155,5
Ход поршня, мм: 155
Мощность, л.с.: 580 (на взлетном режиме)
Количество цилиндров: 7
Система охлаждения: воздушное

Двигатель АИ-26В в Финском музее авиации г.Вантаа.

Двигатель АИ-26В в финском музее авиации г.Вантаа.

Двигатель АИ-26В в Финском музее авиации г.Вантаа. 2

Двигатель АИ-26В в финском музее авиации г.Вантаа.

.

.
Список источников:
Журнал «Двигатель» №6 (54) 2007 г.