Поршневой авиационный двигатель М-1 (РБВЗ-6).

Разработчик: В.В.Киреев
Страна: Российская Империя, СССР
Год постройки: 1916 г.

История двигателя М-1 началась в Российской Империи, до переворотов 1917 года. В 1914 году председатель правления Русско-Балтийского завода объявил конкурс на создание авиационного двигателя для самолёта «Илья Муромец». Новый двигатель должен был заменить немецкий мотор «Argus», который прекратил поступать в связи с начавшейся Первой Мировой войной. В конкурсе участвовали две группы конструкторов. Инженер В.В.Киреев руководил первой группой, находившейся в Риге на Русско-Балтийском заводе. И.И.Сикорский возглавлял вторую группу, которая находилась в Петрограде на Механическом заводе РБВЗ.

Двигатель В.В.Киреева основывался на конструкции мотора «Mercedes» в 150 л.с., его признали лучшим и стали готовить его серийное производство в Риге. Двигатель был двухтактным шестицилиндровым с водяным охлаждением, цилиндры располагались в ряд. Радиаторы автомобильного типа располагались по его бокам. Винт соединялся напрямую с валом двигателя, редуктор отсутствовал.

В связи с угрозой захвата немцами Риги, Русско-Балтийский завод был эвакуирован из Риги в Петроград. Там в 1916 году сделали опытную партию из пяти двигателей, а затем стали изготавливать двигатель серийно. Всего в Петрограде изготовили 45 двигателей РБВЗ-6. По некоторым данным двигателей РБВЗ-6 было заказано 300 штук и в Петрограде продолжали собирать их до марта 1918 года.

После гибели Российской Империи, в 1921 году УВВФ РСФСР, совместно с Главкоавиа ввёл новую систему обозначений авиационных двигателей. Она складывалась из буквы «М» (мотор) и порядкового номера. Первые номера получили двигатели, уже находившиеся в эксплуатации: РБВЗ-6, Le Rhone-9J, Renault-220 — стали именоваться соответственно «М-1», «М-2», «М-3». Таким образом, первыми советскими авиационными двигателями стали моторы, к созданию которых советская власть никакого отношения не имела.

1.Двигатель РБВЗ-6

Двигатель РБВЗ-6.

2.Проекции РБВЗ-6 с поздними радиаторами сист. Хазета. Схема.

Проекции РБВЗ-6 с поздними радиаторами системы Хазета. Схема.

.

.

Источник:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.